Владимир Хаханов: «Студенты – золотой капитал ЮФУ»

Михаил Игоревич Карякин, кандидат, доцент, декан мехмата ЮФУ и профессор Владимир Хаханов

Михаил Игоревич Карякин, доцент, декан мехмата ЮФУ и профессор Владимир Хаханов

Лекции профессора Владимира Хаханова, «золотого» члена Международной Ассоциации инженеров электроники и радиотехники (IEEE), декана факультета компьютерной инженерии Харьковского национального университета радиоэлектроники (Украина), прошли на мехмате ЮФУ в рамках работы научно-образовательного центра суперкомпьютерных технологий, Они транслировалось в Интернет на сайт Южно-Российского регионального центра информатизации Южного федерального университета.

— Меня пригласил профессор Штейнберг для прочтения лекций в Ростове и Таганроге сотрудникам и студентам ЮФУ, — рассказал Владимир Хаханов. — Большая честь для меня выступать здесь. Первая открытая лекция была посвящена развитию киберпространства в связи с развитием компьютерной инженерии. Речь в ней шла о том, как наши университеты и наши страны могут влиять на эти процессы с тем, чтобы быть вовлеченными в эту интересную игру.

Вторая — для студентов «Как добиться успеха в мировой компьютерной индустрии на основе технологических знаний и математической культуры». А она в ЮФУ очень хороша, даже можно сказать, рафинированна. Эта культура очень привлекательна особенно для американских стран. Для меня тоже — когда я беру из классических университетов студентов и довожу их до кандидатов и докторов наук. Ведь легче привить технологическую культуру, чем воспитать хорошего математика.

— Вы делаете такие комплименты нашему мехмату!

— На второй лекции были человек 60–70 студентов. Вопросы задавались очень глубокие и явно от тех лидеров, которые хотели бы стать первыми в своей области. Для меня это важно, потому что я лет 10-15 ориентируюсь на подготовку чемпионов мира в области компьютерной инженерии и проповедую такую идеологию: каждый студент должен развиваться как вширь, так и вглубь. Развиваться «вширь» мы ему помогаем, давая на своем факультете 50 курсов. А вглубь он должен стать самым лучшим в какой-то конкретной области. Когда мы имеем таких ребят, мы можем в совокупности организовать любую команду, чтобы выполнить любой проект, который полезен и интересен для мирового рынка.

— А как мы тогда позиционируемся в мире, с вашей точки зрения? Мы — это и Россия, и ЮФУ?

— Не скрою, я знаю ситуацию во всех странах мира — где что делается. Есть два вопроса, ее определяющих — состояние профессорского корпуса и состояние студенческого корпуса или абитуриентов, которых мы получаем из школ. Профессорский корпус в России, устаревая, не менее сохраняет ту математическую культуру, которая имеет непреходящее значение. Но в части технологической культуры профессору в 50 лет, естественно, сложно преодолеть барьер и научиться языкам описания аппаратуры или программирования. Здесь на помощь приходят студенты, которые очень быстро ловят математическую культуру и способны также быстро уловить культуру технологическую. Проблема заключается в том, что в университетах нет носителей технологической культуры. Поэтому я к себе в университет приглашаю ведущих ученых из США, из Европы, а также ведущих специалистов из ведущих компаний мира. Так делают все, и ваш университет — в том числе, и этого не нужно стесняться. Ну да, таких специалистов в наших университетах нет. Зато я знаю, где они есть, и я их приглашу. Студенты получат те знания, которые сегодня им необходимы.

— Каков же рейтинг студентов мехмата ЮФУ?

— Их горящие глаза говорит о том, что они хотят поглощать знания. А это желание — главное. Если у такого студента есть хороший наставник-профессор, то все у него получится. Не скрою, что в Европе и в США славяне идут нарасхват. В наших университетах не получается за пять лет учебы истребить в студентах креативную составляющую.

— Если ее не истребили в школе, в вузе это сделать уже трудно!

— И школа, и детский сад, и вуз надевает на глаза человеку шоры. Но всем нужен кругозор для того, чтобы продолжать оставаться фантазерами. В развитых странах отсутствие таких людей выражено в большей степени. Так что чем мы сегодня богаты — так это нашими студентами. Это наш потенциал. Если какие-то компании обращаются в университет, то не надо думать, что им интересен ректор или проректор. Стоимость студента-математика на рынке высока, а если он обладает еще и технологической культурой, то цена его вырастает в разы. Команда в сто человек стоит порядка ста миллионов долларов. Но один человек не стоит и ста тысяч, такова цена собранной команды.

Потому нужны менеджеры, которые соединят деньги развитых стран (где их немеряно) с нашими студентами — и на нашей территории.