Александр Энтин: «Слово «инновации» должно стать модным»

Александр Энтин, председатель комитета по экономической политике ЗСРО

Александр Энтин, председатель комитета по экономической политике ЗСРО

В Стратегии развития Южного федерального округа в качестве одного из приоритетных направлений заявлена инновационная модернизация. О законодательной базе развития инноваций в Ростовской области — беседа с председателем комитета ЗСРО по экономической политике Александром Энтиным.

— Ростовская область заявлена одним из пилотных регионов в партийном проекте «Единой России» «Российская инновационная система». Что сегодня, сделанное в рамках этого проекта, можно предъявить?

— Проект действует с 2010 года, правда, сегодня в Думе нет ни Грызлова, под патронажем которого действовал проект, ни Зубарева, его руководителя, так что сейчас будет некоторое переформатирование этого проекта. Работа в его рамках идет вместе с исполнительной властью, так что принятие Областной целевой долгосрочной программы инновационного развития Ростовской области на 2012–2015 годы (ее разработал департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области) можно также рассматривать в русле этого проекта.

— Что же, на ваш взгляд, самое главное в этой программе, время действия которой — четыре года, а не два, как у наших друзей-конкурентов краснодарцев?

— В этой программе не только мероприятия, связанные с поддержкой инновационных предприятий: когда мы ее обсуждали, главными признаны разделы, связанные с информационной политикой. На бытовом уровне слово «инновации» должно стать модным. Дети еще в школе должны говорить об этом и стремиться стать инноваторами.

— В свое время министр экономического развития области Владимир Бартеньев говорил о таких школьных кружках, в которых у ребят воспитывали бы инновационное мышление. Сеть таких кружков уже создана?

— В программу, о которой мы говорим, включены мероприятия по созданию и реализации учебных программ, формирующих инновационное и предпринимательское мышления у школьников. И в этом — отличие данной программы от предыдущего плана мероприятий по поддержке инновационной деятельности, куда входили конкретные меры по поддержке инновационных предприятий. Но ведь это уже конечный этап, а чтобы предприятий с новыми технологиями и инновационной продукцией становилось больше, основа должна закладываться намного раньше — и в другом месте.

— Среди субъектов РФ в ЮФО меры поддержки инновационных предприятий в Ростовской области — одни из самых многочисленных. Может быть, поэтому в 2010 году в Краснодарском крае произведено инновационной продукции и услуг на 5034 миллиона рублей, а у нас — на 17303 миллиона. Но более всего вдохновляют такие планы: доля инвестиций в инновационные предприятия области до 2014 года должна составить 20 процентов от общего их объема. За счет чего мы будем их привлекать?

— Сначала нужно сказать о структуре нашей экономики: она другая, чем в Краснодарском крае. У нас гораздо больше предприятий «оборонки», где высокая доля инновационной продукции. Но здесь мы почти исчерпали свой ресурс. Основной акцент будет сделан на малые предприятия, которые сегодня формируются вокруг вузов. Есть соответствующее постановление Правительства РФ, есть серьезные гранты для таких предприятий. Этим занимаются в ЮФУ, в ДГТУ и в других вузах области.

— Однако довелось слышать о сложностях регистрации таких предприятий…

— Думаю, что не должно иметь значение, какое предприятие регистрируется. Для всех механизм регистрации должен быть одинаков со временем в три, десять дней, месяц — но не больше. То, что происходит сегодня, никуда не годится: от появления инвестора в области до выхода его на строительную площадку проходит до двух лет! Поэтому инвестор зачастую поворачивается и уходит в другой регион. Потому мое мнение — регистрация предприятий должна носить заявительный характер. Пусть начнет работать — а потом и проверяйте!

— В Краснодарском крае есть Совет по инновационному развитию, а у нас?

— В соответствии с соглашением, которое подписал губернатор на бизнес-форуме с проектом «Инновационная система России», мы должны создать Совет по инновационной деятельности. Но у нас уже есть Совет по инвестиционной деятельности. У нас также существует рабочая группа по мониторингу исполнения инвестиционного и инновационного законодательства области, потому мы будем предлагать преобразовать существующий совет в Совет по инвестиционной и инновационной деятельности.

— Но в отличие от Краснодарского края так необходимого проектного сопровождения у нас, к сожалению, нет……

— По заданию председателя ЗСРО Виктора Дерябкина после анализа проблемных вопросов, препятствующих привлечению инвестиций и инноваций в Ростовской области, мы подготовили ряд предложений. Одно из них — наряду с имеющимся Агентством инвестиционного развития создание структуры, которую можно назвать Агентством стратегического развития. Оно и будет заниматься техническим сопровождением проектов. Таким образом выстроится цепочка: Совет по инвестициям и инновациям -департамент — Агентство — региональные органы исполнительной власти — муниципалитеты, где инвестор найдет себе необходимую площадку. Насколько мне известно, минэкономразвития области поддерживает такую схему.

— И теперь — о нашей пока нескладывающейся дружбы с РОСНАНО. В Ставрополе с его участием, как заявлено, будет создан венчурный фонд для финансирования инновационных проектов.

— В областную долгосрочную целевую программу инновационного развития Ростовской области на 2012–2015 годы заложены средства в сумме 100 миллионов рублей на создание и развитие нанотехнологического центра, а также 60 миллионов рублей — на создание совместно с ОАО «Российская венчурная компания» посевного инвестиционного фонда Ростовской области.

— А чего для развития инноваций в России не хватает в федеральном законодательстве?

— Внесены изменения в федеральный закон о науке и научно-технологическом развитии, где прописаны основные понятия — что такое инновация, инновационное развитие, инновационное предприятие. Но, на мой взгляд, отдельный закон об инновационном развитии в РФ все равно нужен. Там необходимо прописать, прежде всего, формы поддержки…

-То есть, взять пример с нашего областного закона, где они, как мы говорили, существуют.

-То, что законодательство Ростовской области с этой точки зрения достаточно прогрессивно, это факт. Но если в половине субъектов РФ принят закон о частно-государственном партнерстве, а федерального такого закона нет, это говорит о том, что федеральные законодатели должны задуматься. В половине субъектов РФ, как и у нас, был принят закон о зонах интенсивного экономического развития: регионы понимали, что им нужны эти «точки роста». И вот наконец-то в конце прошлого года принят федеральный закон о территориях экономического развития в РФ, и свой закон мы будем отменять.

И писать новый областной закон — «О технопарках».

Яндекс.Метрика