Зачет на коммерческой основе
Явлению коррупции в учреждениях образования посвящен семинар, прошедший в Ростовском государственном экономическом университете. Собравшимся проректорам по воспитательной работе и деканам факультетов было что обсудить: в 2011 году из 258 пойманных и осужденных коррумпированных сотрудников разных учреждений 34 — из сферы образования.
— Факты коррупции в вузах не могут не беспокоить, потому мы и собрали такое совещание, — сказал, открывая семинар, ректор РГЭУ Николай Кузнецов. По словам замминистра общего и профессионального образования Анны Паршиной, нельзя назвать ни одного донского вуза, где бы случаев коррупции не наблюдалось. А ведь лишь один прецедент может перечеркнуть всю работу учебного заведения и его репутацию. В вузовском сообществе эти факты не обсуждаются, но их обсуждать необходимо.
Сергей Кулик, начальник службы по обеспечению деятельности комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области, рассказал, что по данным мониторинга, проводимого комиссией, по фактам коррупции лидирует здравоохранение (30 процентов), затем идет ГИБДД (22 процента). Про коррупцию в вузах заявили 13 процентов опрошенных, шесть процентов указали на такие факты в школах и учреждениях дошкольного образования.
Начальник отдела по надзору за исполнением законодательства по противодействию коррупции прокуратуры Ростовской области Александр Яковлев считает, что уровень коррупции в обществе определяется не количеством возбужденных уголовных дел — это лишь верхняя часть айсберга. «Каждый пятый россиянин, — приводит он данные официальной статистики, — вынужден платить взятки». По всеобщему мнению, после ЖКХ образование — самая коррумпированная сфера общества. Сообщения из прокуратур и следственных комитетов — как сводки с фронта. Вот только последние сообщения.
— В городе Шахты в отношении доцента кафедры Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса возбуждено уголовное дело по факту получения взятки. Подозреваемая 17.02.2012 года при пересдаче студентом дисциплины «Иностранный язык: немецкий» потребовала и получила от него за сдачу зачета взятку в размере три тысячи рублей и две тысячи рублей за успешную сдачу второго зачета, по которому у этого студента также имелась задолженность. Расследование контролируется городской прокуратурой.
— 21.03.2012 года следователем по особо важным делам следственного отдела по городу Таганрогу СУ СК РФ по РО возбуждено уголовное дело (б/н) в отношении доцента кафедры «Гуманитарных и естественных дисциплин» Таганрогского филиала Донского государственного технического университета (ТФ ДТГУ) по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 290 УК РФ (Получение взятки). Сумма в 500 рублей дана преподавателю за получение студентом зачета по дисциплине «История» без фактической его сдачи. Дело — на контроле в городской прокуратуре.
И таких сообщений — по несколько в месяц. По мнению прокурора, студенту вовсе не нужно бояться выглядеть «доносчиком», сообщая о вымогательстве взятки в органы правопорядка. В данном случае это не донос, а борьба с антиобщественным явлением.
Вот на что обратил внимание собравшихся профессор кафедры процессуального права ЮРИФ РАНХиТС Сергей Воронцов. Взяточничество в вузах в России приобрело всеобъемлющий характер. Поиск в Интернете по этим словам дает более шести миллионов ссылок. Но если студент приходит в вуз не за дипломом, а за знаниями, то он будет заниматься, работать в поте лица, а не платить взяточникам. Сергей Алексеевич не согласен с ректором Кузнецовым: ЕГЭ, по его мнению, увел коррупцию в школы. Скандал с «мертвыми душами» во Втором медицинском университете в Москве — тому хороший пример.
Но примерно четверть студентов устраивает система, когда зачеты и экзамены «покупаются». А результат таков — коррупционеры плетут свою сеть, выдавливая честных преподавателей из вузов. Но и это еще не самое страшное. Настоящий ужас начинается тогда, когда «специалисты», фактически купившие себе дипломы, приходят устраиваться на работу….
Так что бороться со взяточничеством нужно в двух направлениях — воспитывать студентов и, как минимум, внести в устав вуза пункт, согласно которому получивший взятку не имеет право далее занимать должность преподавателя. То есть, вести борьбу в двух направлениях. Согласно опросам комиссии по противодействию коррупции в Ростовской области в Ростове-на-Дону 63 процента опрошенных осуждают самих взяткодателей.