Вентерь для Наполеона

В ДГПБ прошла презентация нового документального фильма ГТРК «Дон-ТР» «Казачьи версты 1812 года» (режиссер Людмила Рублевская, сценарист Любовь Суркова, редактор Николай Чеботарев). Фильм создан к 200-летию победы русского народа над наполеоновским нашествием и рассказывает о вкладе донских казаков в разгром и изгнание французской армии из России. Презентация прошла 25 декабря — в день, когда император Александр Первый объявил об окончании Отечественной войны 1812 года. Фильм можно рассматривать как завершающий мощный аккорд юбилейного года.

Уникальность новой работы старейшей донской телерадиокомпании в том, что впервые кинодокументалисты прошли дорогами донских казаков от Белоруссии до Смоленска, побывали на Бородино, в Тарутино, в Малоярославце.

Это фильм-экспедиция, рассказывающий о тех моментах Отечественной войны 1812 года (с июня по декабрь), когда донские казаки повлияли на исход всей кампании.

Съемки проходили также в Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее — «Музее войны 1812 года», Донском монастыре, Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца, музее-панораме «Бородинская битва» и других исторических местах.

Однако следует объяснить, почему начальным пунктом съемок стала Белоруссия, в частности, местечки под название Мир и Романово (сейчас — Ленино), и какую роль сыграли в истории этой войны прошедшие здесь сражения.

Победа небольшая — но и не малая!

Вторая Западная армия под командованием генерала от инфантерии князя Петра Багратиона отступала от западных границ к Минску, где должна была соединиться с Первой Западной армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Барклая-де-Толли. Армия Багратиона, совершая ежедневные переходы по 30 верст с постоянными боями, нуждалась не только в отдыхе, но и в подкреплении. Атаман Платов получил указание от Александра Первого идти на соединение с армией князя Багратиона. После того, как стало известно, что неприятельские войска заняли местечки Вишнев, Слоним и Зельву, ситуация стала грозить Второй армии окружением. Атаману Платову, корпус которого к тому времени прибыл к местечку Мир, было приказано задержать наступающего противника.

У Платова был свой образ войны — недаром казачьи части назывались «иррегулярными войсками». Осмотрев неприятеля, он разделил свой отряд на несколько частей. Одну он скрыл направо, а другую — налево, и остальные должны были маячить перед противником, то есть, иногда бросаться на него, потом уходить, заманивать его таким образом на фланговую засаду. Этот излюбленный казаками прием называется «вентерь».

Таким образом три полка польских улан были совершенно разбиты. Генерал Турно едва спасся. В плен попали более 400 человек, в том числе — два подполковника.

Между тем князь Багратион послал на помощь Платову генерала Васильчикова с Ахтырским гусарским, Харьковским драгунским и одним полком пехоты. К вечеру генерал Платов отступил за местечко Мир, надеясь, что после данного урока поляки оставят его в покое.

Однако утром 28 июня аванпосты, расположенные в пяти верстах, дали ему знать, что неприятельская кавалерия «очень на них наступает». То была польская дивизия генерала Рожнецкого. Платов сам высмотрел неприятеля и приказал отыскать броды на реке, у которой расположился лагерь. Но речка была глинистая, лошади вязли в ее дне, бродов обнаружено не было.

Для переправы оставался один только деревянный мост. Платов сказал: «Не топиться же нам, ребята!» — и решил принять бой. Прием был повторен: сам Платов засел в кусты по одну сторону дороги, казаков Иловайского спрятал на другой, а перед неприятелем оставил только два полка. Шесть полков уланов бросились на них и проскочили до самого моста, который был подожжен. Платов ударил с флангов, и объединенными силами казаков и ахтырских гусар неприятель был опрокинут. Из целой дивизии поляков, в которой было до четырех тысяч человек, после сражения осталось не более 1200. До 600 попали в плен, остальные были убиты или бежали. Платов более 10 верст гнал Рожнецкого, который спасся только тем, что присоединился к главным силам короля Вестфальского.

В кавалерии или бьют всегда, или же всегда бывают биты. Все зависит от первого успеха. Платову просто необходимо было разбить неприятеля под Миром — и не только для спасения армии Багратиона. Генерал Ермолов, не очень щедрый на похвалу, по случаю этих одержанных побед позже писал: «Атаману Платову представился первому случай 27 и 28 июня при местечке Мир… показать польской коннице, что сохранилась наша прежняя поверхность под поляками, казакам предоставлена честь возобновить в сердцах сие чувство».

С этого времени само имя казаков, по словам Александра Первого, сделалось страшным для неприятеля, а о польской коннице не было слышно до конца войны. А генерал Багратион назначил в каждую казачью сотню, участвовавшую в деле 27 июня — по три Георгиевских креста, 28-го — в каждый полк по четыре креста.

Информация, проходящая через сердце

Всю эту историю буквально в нескольких минутах на экране и представила в первой части фильма съемочная группа. Чего стоит только одна картинка: местный казак у нынешнего бетонного моста предлагает обратить внимание (и камера это показывает крупным планом!) остатки обгоревших бревен, некогда поддерживающих мост 1812 года. И ведь сохранились до сих пор!

А чего стоят кадры у таблички, обозначающей сегодня местечко Романово, где были наголову разбиты казаками немецкие драгуны?! Дело в том, что само местечко сейчас называется… Ленино. Так вот, работавший вместе со съемочной группой художник Владимир Банцевич в порыве чувств после съемок и написал плакат со старым именем местечка — Романово. С этим развернутым плакатом, восстанавливая историческую справедливость, и сняты местные казаки, стоящие у столба с табличкой «Ленiно».

И это только один эпизод фильма. А были еще и съемки в Смоленске, где казаки успели спасти от разрушения стены и башни местного кремля: ведь, отступая, французы заложили под них бочки с порохом. Как и под стены и башни кремля московского — туда после отхода французских войск вовремя ворвались казаки братьев Иловайских и не дали взлететь на воздух русской святыне. Так, благодаря донским казакам, мы и можем сегодня любоваться творением итальянца Пьетро Антонио Солари конца ХV века — кремлем первопрестольной, одним из красивейших архитектурных ансамблей мира.

Отношение

Сама идея восстановить историческую справедливость и показать истинную роль донских казаков в победе над Наполеоном встречала горячее участие у всех, к кому только донские тележурналисты не обращались. Это и заведующий отделом Государственного исторического музея Виктор Безотосный, и Александр Сапожников, заведующим отделом Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), не говоря уже о простых жителях как России, так и Белоруссии.

— В Гродно русских не очень любят, — предупреждали съемочную группу доброхоты.

— Чтоб нас так в России «не любили», — восклицали участники съемок на презентации фильма в Донской государственной публичной библиотеке, повествуя о том, как одна из машин (в этой экспедиции группа ехала на двух автомобилях) заблудилась в Беловержской пуще и как местные жители доставили ее в нужное место.

Зрители, присутствующие на премьере фильма, хором заявили, что хотят продолжения истории: ведь донские казаки проявили себя как герои и в зарубежных походах русской армии 1813–1814 годов. Была отмечена и прекрасная информационная составляющая фильма (причем самый впечатляющий момент — показ того, что стоит за направлением стрелок на военных картах), и тот момент, что создан исторический документ ХХI века, рассказывающий о делах двухвековой давности.

Премьеру в ДГПБ увидели и кадеты Шахтинского казачьего корпуса генерала Бакланова. Она уже показана по каналу Россия1 в дневное время, но, утверждают авторы фильма, будет показана вновь. Копию фильма отошлют и в Белоруссию. Поставлен вопрос и о разработке макета памятного знака в память о сражениях при Мире и Романове в Белоруссии.

Правда, по словам доктора исторических наук, профессора ЮФУ Анатолия Агафонова, со своими бы делами закончить: в юбилейный год были установлены памятные доски со списками георгиевских кавалеров в Вознесенском войсковом соборе в Новочеркасске, а вот на доски с перечислением казачьих полков, награжденных Георгиевскими знаменами, денег не хватило…

На снимке: Кураж на Бородинском поле, реконструкция сражения (автор — Дмитрий Карасев).