Сначала в астрономы, потом – в президенты

Урок профориентации в городе Шахты

С «младых ногтей» предложили школьникам задуматься о выборе будущей профессии сотрудники службы занятости города Шахты. Это более чем неожиданно, так как принято думать, что решают, кем быть, обычно в классах старших.

Довелось побывать на уроках начальной школьной ступени, где ребята, как выяснилось, знают о работе своих близких и знакомых не понаслышке.

Урок в третьем классе лицея № 3 вела психолог, специалист по профориентации службы занятости города Шахты Галина Абашина. Вела, как потом призналась она, и как психолог, и как мама, и это чувствовалось в каждом ее слове. Что привлекает в этом возрасте прежде всего? Конечно, игра — вот и играла Галина со школьниками в игры, посвященные профессиям.

Сначала была игра-«хотелка». Ребята рассказывали о том, кем хотят стать. И были среди них будущие полицейские (чтобы людям помогать!), врачи (с тем же пожеланием). Одна девочка хотела стать швеей, объяснив, что у нее в семье шьют бабушка и… папа.

Далее было предложено малышам показать людей разных профессий, а одноклассники должны были угадать демонстрируемый род деятельности. И практически все угадали и зубного врача, и строителя, и учителя, и повара. Потом ребята разгадывали кроссворд, который появился на интерактивной доске. Причем Галина Абашина, ведущая урок, объясняла всем, что есть работа, связанная с техникой, есть та, в ходе которой люди имеют дело с цифрами, а есть и профессии творческие. В награду за активную работу все получили книжные закладки, на которых были написаны пословицы и поговорки о труде.

И был среди третьеклассников один ученик, который заявил, что хочет стать… президентом. Причем уточнил — президентом страны. Правда, потом признался Илья Галушкин, что сначала хочет побывать астрономом, для чего нужно окончить школу и институт, а потом уже и в президенты можно податься. Зачем? А чтобы строить новые школы!

В пятом классе лицея занятие проводила специалист отдела профориентации службы занятости города Шахты Елена Пергушина. Урок назывался «В мире профессий». Тут мечты ребят оказались более разнообразными, чем в младшей школе. Данила хотел стать танковым инженером, Егор — пилотом сельской авиации, но преобладали все-таки программисты. Затем началась игра-«знайка», в ходе которой нужно было назвать как можно больше профессий на определенные буквы, а потом рассказать, какими качествами должны обладать люди, их выбравшие. Много профессий знают, как выяснилось, пятиклассники, даже политолога от политтехнолога отличат. Среди прочих была названа и профессия мерчендайзера. Правда, спросить у назвавшего ее ученика, а знает ли он, что это такое, времени уже не было, поскольку нужно было спешить на занятия к старшим школьникам.

По дороге выяснилось, что в этом учебном заведении работает кружок по профориентации. Ребята в ходе занятий выбирают профессию и готовят по ней исследование, с которым выступают на научно-практической конференции лицея.

Со старшеклассниками формы работы оказались более чем разнообразными. В городе более 20 профессиональных учебных заведений, а уж школ и лицеев!… Вот и были в Центре занятости взяты на вооружение новейшие технологии для соединения одних с другими. Довелось увидеть, как мастер лицея № 40 Роман Владимирович, используя skype-связь, рассказывал ученикам старших классов о профессиях, связанных с металлообработкой. А рядом мастер-класс по работе с гипсокартонном проводила для ребят мастер лицея «Донсервис» Виктория Елизарова.

Довелось также увидеть мобильный центр занятости, где старшеклассникам предлагается пройти профориентационное тестирование.

Наталья Акимова, начальник отдела переподготовки и профориентации Центра занятости (Шахты) объяснила, что решили они начать свою работу с младшеклассниками, когда год за годом выяснялось, что многие по-прежнему хотят стать юристами и экономистами. Так не начать ли пораньше рассказывать ребятам о разных профессиях с тем, чтобы они могли ориентироваться на рынке труда и выбирали дело по душе сами, а не делали это за них родители? Сказано — сделано: так и появились разработки уроков для разного возраста.

Город Шахты — пока единственный в области, где профориентация стартовала в начальной школе. По словам Надежды Коробкиной, начальника отдела профориентации областной службы занятости, к подобной непрерывной профориентационной работе со школьниками (от первого до 11 класса) в следующем году перейдут во всех муниципалитетах.