Что поможет прекратить пляски у Вечного огня?…

Пость у вечного огня в Ростове-на-Дону

Пост у вечного огня. У таких не побалуешь!

На заседании Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин предложил написать единый учебник по истории. Насколько своевременна подобная инициатива? Что послужит основой будущего учебника? Как будут приведены к единому знаменателю многочисленные точки зрения на прошедшие события многовековой российской истории? Эти и другие инициативы, прозвучавшие в последнее время на федеральном уровне, прокомментировала председатель комитета по образованию Законодательного собрания Ростовской области Валентина Маринова.

— Так нужен или нет нам единый учебник истории?

— Саму идею о том, что нужно думать о единой концепции исторического знания, я поддерживаю.  Но в чем проблема?

На самом деле существуют 32 учебника истории, рекомендованных и завизированных Академией педагогических наук, Министерством образования и науки РФ: ни одна книга в школу не попадает без их рекомендаций. И, тем не менее, было предложено привлечь к созданию единого учебника истории многочисленных экспертов и специалистов для формулировки единой концепции исторического знания. Речь не идет о том, чтобы переписывать историю страны в духе краткого курса ВКП (б), а сформулировать единое отношение к принципиальным вещам, оказавшим влияние на исторические события.

К примеру, до сих пор мы говорим о 4 ноября как о празднике народного единства. А ведь многим суть этого праздника непонятна. Люди действительно не знают о событиях 1612 года, которые прервали смуту и обозначили начало развития российской государственности. При чем и я не очень-то знала об этом, потому что училась по учебникам советского времени. Там эта веха попросту не была обозначена. А 1917-й? Во Второй Мировой войной многое понятно, но много ли знают наши школьники о Первой Мировой войне, которую казаки на Дону называли Великой войной?…

Речь вообще-то идет не об одной книге, их может быть несколько. Но в них должно быть отражено общее концептуальное видение истории нашей страны — как истории самой России, так и ее отношения с внешним миром. Нужно прекратить шарахание от абсолютного отрицания некоторых исторических событий до полной и слепой их апологии.

Потому хочу успокоить многих, которые уже закричали: «Караул! Наступает эпоха тоталитаризма!» Создание учебника истории России — это вопрос, которому предназначено широкое общественное обсуждение.

— Периодически появляется информация о подростках, недостойно ведущих себя у мемориалов с Вечным огнем. Эти случаи нельзя оправдывать ни к коем случае, но не говорит ли это о том, как плохо у нас в школах преподается история, события которой проходили буквально за окном школы? Ведь пляшут-то у мемориалов буквально на костях!…

-То, что своя история, а также региональные, межкультурные традиции должны быть представлены в школьной программе, это однозначно. Но вспомним, что программа в школе делится на обязательный, инвариантный и региональный компоненты. Плюс допобразование. Так вот действительно необходимо внимательно посмотреть на то, как реализуется региональный компонент в школьной программе, а также в программах работы школьных кружков и факультативов, в программах дополнительного образования. Ведь патриотическое воспитание можно с большим успехом вести и через него. Я ожидаю, когда наконец-то дополнительное образование будет передано в полномочия субъекта федерации, то есть, на региональный уровень. Тогда у нас появятся возможности не только финансово поддерживать эту сферу образовательной деятельности, но и разрабатывать его содержательную часть.