Пешехода надо любить!
И не начать с классики здесь невозможно. Ильф и Петров. Золотой теленок.
— Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир.
Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.
И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли…
Действительно, почему так резко меняется психология человека, когда он садится «за баранку этого пылесоса»!? Слава богу, в Ростове не отмечены случаи, когда с битами в руках (которые теперь продаются в отделах запасных частей и почему-то не приравнены к холодному оружию) автомобилисты разбираются с пешеходами. Но в России такие прецеденты замечены.
Автор этих строк помнит свое удивление в Майкопе (то есть, не где-нибудь за рубежами отчизны!) аж в 2000 году, когда все, да-да, все машины с «горячими» джигитами за рулем останавливались у «зебры» и безропотно пропускали пешеходов. А в том же Ростове до сих пор среди автовладельцев считается чуть ли не доблестью на красном свете поставить машину так, чтобы почти перегородить проход по белым полосам перехода.
Или при уже загоревшемся «зеленом» таки проскочить, чуть ли не отдавливая ноги ступившим на переход людям. Кстати, и негласное согласие на это тех, кто устанавливает время перехода через дорогу на светофорах, имеется. А как по-другому объяснить тот факт, что для пешехода зеленый свет горит гораздо меньше, чем для машин?! Кто не верит, милости просим на угол Буденновского и улицы Горького или на другой перекресток — переулка Островского и Пушкинской…
А уж оставить машину на переходе — это святое! Одно время эвакуаторы попросту забирали такие авто. Но, видимо, подобных нарушений так много, что эти «чистильщики улиц» переориентировались на более, с их точки зрения, крупные нарушения.
Оставить машину на тротуаре, полностью перекрыв движение людям на их законной территории — это «святое» в квадрате! Сколькими же штрафами могла бы пополниться городская казна, разберись инспекторы ГИБДД с такими автовладельцами?!? А на возражения типа «а где мне еще машину ставить?!» ответ прост: «Нужно было об этом думать, ее приобретая!»
Но авто забиты не только улицы, но и дворы! В нашем маленьком дворике «ночуют» четыре машины, и вопрос из Одессы «где вы сохнете белье?» уже не кажется смешным.
«Мощная поддержка» по направлению пешеходов под колеса машин существует в Ростове от владельцев магазинов (да и киосков — тоже), которые при согласовании с городской архитектурой заняли парадными входами чуть ли три четверти тротуаров у дверей своих заведений. И если бы при этом они чистили снег с оставшейся части!…
Так что выдавить пешехода откуда только возможно, подвергая его жизнь опасности — один из трендов в развитии донской столицы. «Для вас построены подземные переходы», — возразят в мэрии чиновники, которые в этих переходах давно не бывали. Но разве не они сами дают разрешения на появление там всевозможных торговых «точек», которые более чем суживают собственно пешеходную часть и, кстати, перекрывают мозаики на стенах, которыми ростовчане так гордятся.
Но и это еще не самое страшное. Давненько не спускались в тот же переход под Большой Садовой у здания филармонии те, кому положено следить там за порядком. «Да и есть ли таковые в природе?!«- удивится ростовский пешеход, перебегая это подземное пространство, зажав нос и спотыкаясь на разбитых ступенях. Так что же удивляться, когда, не обращая внимание на машины, люди на свой страх и риск пересекают ту же Большую Садовую и по проезжей части тоже….
И позвольте закончить сей опус золотыми словами из того же «Золотого теленка»:
— Боже, боже, которого в сущности нет, до чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!…