Великодушный рыцарь искусства
Так называется выставка, посвященная замечательному графику России Елизавете Сергеевне Кругликовой (1865–1941).
Ростовский областной музей изобразительного искусства решил отметить столь знаменательную дату выставкой-публикацией в залах музея. В РОМИИ находятся шесть работы мастера: живописная работа — «Автопортрет», четыре монотипии, один офорт. Все вместе работы выставляются в залах музея (Пушкинской, 115) впервые и дают возможность всесторонне оценить художественные достоинства произведений художницы.
Елизавета Кругликова — замечательная русская художница Серебряного века. Она родилась в Санкт-Петербурге 31 января 1865 году в семье потомственного военного. С 1890 по 1895 год она обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя, где ее преподавателями были известные художники-передвижники К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, С. А. Коровин, А. Е. Архипов. Закончив училище, Кругликова с 1895 по 1914 года жила в Париже, где училась в Академии Витте и Ф. Коларосси. С 1909 по 1914 она преподавала в академии «LaPallette» (курс «офорт»), с 1922 по 1929 год — графику в Академии художеств в Ленинграде. Елизавета Сергеевна скончалась в 1941 году и была похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Художница много работала самостоятельно, писала акварели, рисовала с натуры. Ее увлечения были самыми разнообразными — от импрессионизма до Гогена. Кругликова создавала произведения в самых разнообразных графических техниках. Особенно привлекали ее своими широкими художественными возможностями офорт и цветная акватинта. Она — мастер европейского уровня, одна из лучших специалистов в передаче природы в гравюре. Именно в Париже в своей мастерской на улице Буассона Елизавета Сергеевна изобрела свою уникальную технику эстампа — монотипию.
Монотипия — один из удивительных видов изобразительного искусства. «Mono» — один, «typos» -отпечаток. Единственный отпечаток, который может быть сделан любыми красками на любых основах. Эта техника подразумевает множество индивидуальных подтехник. Каждый художник по-своему использует этот единственный отпечаток. Монотипию называют «техникой божественного участия».
Три монотипии парижского периода и одна работа, выполненная 1934 году, из собрания Ростовского музея великолепно демонстрируют высокий технический и художественный уровень мастера. Техника монотипии позволила Кругликовой передать прелесть колористического богатства окружающего ее мира, к которому она так тяготела.
Перед Первой Мировой войной Елизавета Сергеевна покинула Париж и переехала в Петербург. После событий 1917 года Кругликова много преподает: сначала она профессор по классу офорта в Государственных трудовых мастерских декоративного искусства (Училище Штиглица), а с 1921 по 1929 годы — профессор кафедры офорта полиграфического факультета Академии художеств. В этот период помимо офорта и монотипии она много внимания уделяет силуэтному искусству, выводя его в самостоятельный жанр, расширяя круг тем, придавая ему подлинное равноправие с другими видами искусства.