Социальный предприниматель: кто ты есть такой?
Больше вопросов, чем аргументов «за» и «против», прозвучало» в ходе ток-шоу «Социальное предпринимательство: за и против» на молодежном форуме «Ты — предприниматель». Без соответствующих законов, похоже, и сами власти не знают, так кто же он такой — социальный предприниматель.
В ток-шоу, где была возможность высказаться всем желающим, приняли участие представители социального бизнеса. Ведущая ток-шоу Людмила Тарасова, замдиректора Гарантийного фонда Ростовской области, постаралась сразу вывести его участников на это определение — кого же называть социальным предпринимателем. В российских законах сама формулировка этого вида бизнеса слишком расплывчата: сказано лишь, что такое предпринимательство призвано смягчать проблемы в обществе. И — все!
Если в США — это все-таки бизнес, в Европе деятельность социальных предпринимателей ближе к работе НКО, то что же происходит в России?
Светлана Абдулазизова, вице-президент ТПП Ростовской области настаивала, что это все-таки бизнес. И Налоговый кодекс предоставляет преференции тем, кто работает в социальной сфере.
Но можно ли назвать социальным предпринимательством работу анти-кафе или организации «Палехская пастила», возрождающей традиционный промысел? А ведь они именно как социальные проекты поддержаны фондом «Наше будущее». Являются ли вышеназванными предпринимателями те, кто трудоустраивает у себя инвалидов? И, в конце концов, зачем нужно оно, это точное определение?
— Да затем, чтобы оказывать вам помощь, — сказала Ольга Солодкина (департамент экономики Ростова-на-Дону). — Но «просчитать» вас невозможно! А нужно это для оказания вам же поддержки.
С ней согласились представители областной службы занятости населения. Предприятие считается социальным, если, к примеру, здесь 20 процентов фонда зарплаты идет на оплату труда инвалидов. Но вот увольняются некоторые из них, и что — свою социальную направленность предприятие теряет?
Среди признаков социального бизнеса в ходе ток-шоу были названы производство товаров для слабо защищенных слоев населения, а также удовлетворение потребностей этих самых слоев.
Но как предпринимателю, который хочет организовать бизнес, решающий проблемы общества, узнать о них? «Все говорят об инвалидах, людях с особенностями в физическом развитии, но я приведу пример совсем „обратный“ — кто занимается людьми, освобождающихся из „мест, не столь отдаленных“? — заметила Людмила Тарасова, — Эта проблема, не так уж мала, чтобы ее не замечать! А давайте рассмотри социальную активность самих слабо защищенных групп, тех же пенсионеров. Они многое могут сделать, если с ними заниматься». И все согласились, что составление списка таких проблем совсем не помешало бы и бизнесу, и самому государству.
Но как его начинать — этот самый социальный бизнес? Есть ли у банков соответствующие продукты — ведь без средств не начнешь ни одно дело. Как выяснилось, поддерживают льготными кредитами старт-апы, женщин-предпринимателей, малый бизнес, но социальных предпринимателей финансовые организации до сих пор не рассматривают всерьез.
Борис Ткаченко, руководитель Международного форума лидеров бизнеса, сообщил участникам ток-шоу, что его организация будет стимулировать развитие социального бизнеса. С его точки зрения, главную помощь начинающим в этом деле могут оказать наставники, и такой положительный опыт уже есть. Все согласились с тем, что для стар-апа порой хороший совет лучше кабального кредита.
Словом, вопросов на ток-шоу оказалось больше, чем ответов, потому и появилась идея объединения, ассоциации социального бизнеса в Ростовской области, которая бы наладила и коммуникации между предпринимателями в социальной сфере, и решила вопрос о наставничестве, да и сконцентрировала бы у себя весь инновационный опыт в этой сфере.