Ради «Идиота»…
В Донском театре драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Новочеркасск) — премьера спектакля по известнейшему роману Достоевского, инсценировку которого сделал сам режиссер Ашот Восканян. Сценограф спектакля — лауреат Национальной театральной премими «Золотая маска» Степан Зограбян. «Одела» актеров художник Наталья Пальшкова, свет ставила Ирина Вторникова.
На сцене — мрак и хмарь Петербурга. Отблески на черной стене воспринимаются как блики на темных же водах Невы, а повисшие над сценой в разных уровнях лампы — как фонари на улицах северной столицы. И в этом темном мороке кипят страсти, причем такие, что светлеет от них и разрывается сумрак. Отдельным светлым пятном здесь — князь Лев Николаевич Мышкин. Роль, прямо скажем, не то чтобы из трудных — из наитруднейших в мировом репертуаре, и многие на ней «ломались», потому что невозможно сыграть абсолютную душу: ведь из-за болезни обнажились у князя все нервы, и каждый нервный корешок отзывается не то чтобы на движение грубое или слово — на помыслы грязные.
Сострадание — вот что поставлено в спектакле во главу угла. И нельзя сказать, что Игорь Лебедев играет именно такую душу — скорее саму болезнь. Волосы, постоянно закрывающие лицо актера — словно маска, за которой прячется то самое «недотягивание» до идеала. И ведь камень-то в актера не кинешь — а ну, попробуй сыграй эту самую абсолютную душу.
С Рогожиным дела обстоят гораздо лучше: роль — по плечу Эдуарду Мурушкину. Страсти в нем просто клокочут, и он не то что не боится все это выпускать во внешний мир, а делает это с азартом. Единственно непонятно, почему так малоподвижен он в сцене сжигания денег. Впрочем, пока только идут премьерные спектакли, время есть разыграться!..
Хороша с привкусом вульгарности Настасья Филипповна (Наталья Лебедева). И черное, и красное платье ей — к лицу. Несколько не хватает горечи за бездарно прожигаемую жизнь, ну да и это еще наиграется, так как посыл задан и режиссером, и актрисой верный.
Одна из лучших сцен в спектакле — знакомство князя с женщинами семейства Епанчиных. Все дочери хороши, а особенно Ирина Шатохина в роли генеральши. А уж ее фраза: «Князь очень хорошо рассказал про осла!» так и просится в поговорки. Вот что значит сказать со вкусом, а ведь в других постановках как-то эта вещь не запомнилась.
Единственно, что смущает — слишком оборван конец действия. Тут бы еще поиграть актерам, да выиграли уже все Рогожин, и Мышкин в предыдущем своем диалоге. Да и не в словах, наверно, дело: что-то надо было придумать хотя бы для князя. Ведь не просто же: «Я же знал!…», ведь все знают, что последует дальше…
При всех упомянутых недостатках этот спектакль — новая высота, взятая театром. Чем дальше удивлять эта труппа будет?!… Впереди — лаборатория современной пьесы.