Замолвим слово о культуре. Законодательное слово
Валентина Маринова, председатель комитета ЗСРО по образованию, науке, культуре информационной политике и связям с общественными объединениями — о необходимости закона, посвященного нематериальному культурному наследию в Ростовской области и многом другом.
Комитет по образованию, науке и культуре, информационной политике и связям с общественными объединениями не только один из самых активных в Законодательном собрании Ростовской области, но и один из самых настойчивых в защите интересов такой отрасли, как культура, в правовом поле. С проблем в этой сфере и начался разговор с председателем комитета Валентиной Лаврентьевной.
— Так в чем же состоит самая главная проблема?
— Она сегодня — в том, что сейчас действует свод законов о культуре, принятый еще в 1992-м. Эти законы принимались с тем, чтобы далее появился основной закон, но он до сих пор так и не принят. Но на региональном уровне часто возникает ситуация, когда требуются нормативные акты в данной сфере. К примеру, на предыдущем заседании ЗСРО мы приняли областной закон «Об архивном деле». Если бы существовал федеральный закон «О культуре», то все положения об архивном деле были бы там прописаны.
— А другие субъекты РФ имеет такой же закон об архивах?
— Мы приняли его в числе первых. Подготовлен и другой законопроект — «О библиотечном деле в Ростовской области». Инициатива принять такой закон возникла у депутатов прошлого созыва ЗСРО, и мы начали его готовить, но тогда возникли финансовые проблемы. Сегодня мы его доработали и вынесем на суд депутатов в октябре. Уверена, что они его поддержат. (Прим.автора — этот закон уже принят на очередном сессии)
Проблема политическая
— В чем же специфика этого закона?
— Помимо записанных там понятий, полномочий органов власти и министерства культуры в сфере библиотечного дела мы прописали в законопроекте формы поддержки библиотек — информационные и экономические. Дело в том, что работа муниципальных библиотек (их более тысячи в области) финансируется согласно возможностей местных бюджетов. А они у всех разные, потому возникли проблемы с комплектованием библиотечных фондов, а ведь без новых книг библиотека умирает. А это уже проблема политическая и похожа на ситуацию с малокомплектными школами, которые мы сохранили своим областным законом в 2009 году. Ведь нет школы — нет поселения, то же касается и библиотек в малонаселенных пунктах. Согласно нормативу на одну тысячу жителей в год библиотека должна получать 90 новых книг. В Ростовской области в среднем это 70 книг.
— Но это же в среднем!
— Лукавство именно в этом: поступления в нашу «публичку», библиотеки Новочеркасска и Таганрога и библиотеку, скажем, одного из поселений Боковского района, разные. Так что основное положение закона — финансирование муниципальных библиотек из областного бюджета, поскольку федеральный бюджет в последние годы выделяет мало средств на эти цели, а муниципальные, как уже сказано — кто сколько сможет. А мы выделяемую сумму постараемся каждый год увеличивать. Решение остальных вопросов — зарплата, перевод фондов крупных библиотек в цифровой формат, обеспечение мобильными библиотеками малых населенных пунктов, проведение конкурса на лучшего библиотекаря и лучшую библиотеку области — последует само собой, если финансирование работы библиотек будет проходить согласно закону.
— Ну, а планы комитета в сфере «культурного» законодательства?
— Федеральный закон о меценатстве принят, но он — рамочный. А меценатов нужно поощрять — если не финансово, то морально. Экономическую сторону этого закона, скажем, налоговые льготы, нужно провести через бюджет на федеральном уровне, а к федеральному закону мы добавим свои поощрения. Такой закон необходим хотя бы потому, что Ростовская область — на третьем месте в РФ по количеству объектов культурного наследия, их более 11 тысяч, однако на все памятники не хватает бюджетов даже в богатой Европе. Но там приняты нормативные акты — и о продаже под условную стоимость (1 евро) с обязанностями восстановить памятник и его сохранять, и передача в долгосрочную аренду с условием сохранения здания с налоговыми послаблениями. Все это — полномочия государства, и мы хотим, чтобы так было и у нас.
А еще мне бы хотелось, чтобы был принят закон о нематериальном культурном наследии в Ростовской области. Все, что связано с казачеством, изюминкой нашего края, традиции, фольклор, должно быть сохранено.
Культура как отрасль
— Мы с вами говорили о нормативной стороне дела. Но культура — это отрасль со своей инфраструктурой, основными фондами, людьми….
— Содержание зданий в порядке, комплектование учреждений кадрами, повышение их квалификации, выплата достойной зарплаты — все это прописано в законах, и мы как законодатели их исполнение контролируем. Возьмем зарплату, повышение которой прописано в одном из «майских указов» президента, после чего исполнительная власть приняла «дорожную карту» динамики этого повышения. К 2018 году уровень оплаты труда должен составить 90% средней зарплаты по экономике, а к 2020-му — 100%.
— У нас в области вроде бы выдерживается эта динамика.
— В 2016 году средняя зарплата работников культуры была 19 тыс. рублей, к концу 2017-го она должна дорасти до 22 тысяч. Но в том-то и дело, что это среднее значение: такая же ситуация в образовании. К 1 ноября в ЗС будет внесен законопроект о бюджете на следующий год. И если на прошлом заседании мы «вытянули» зарплату работникам допобразования и дошкольного образования на нужный уровень, то в бюджете следующего года мы сделаем тоже самое для работников культуры. Еще одна тема, которая волнует и нас, и исполнительную власть — это сельские дома культуры.
— С ними действительно все как-то странно получается — средства есть, но и подрядчики подводят, и документация оказывается устаревшей…
— Мы ставили этот вопрос перед нашим министром культуры довольно жестко — из-за неосвоенных средств. Суммы, которые выделяются на этот ремонт, значительно увеличены в сравнении с 2013 и 2014 годами. Дело в том, что по инициативе депутатов появилась в госпрограмме Ростовской области «Развитие культуры и туризм» подпрограмма «Развитие сельских домов культуры», на которую выделяются целевые средства. Мы надеемся эту сумму увеличивать — как и количество отремонтированных сельских ДК: в этом году ремонт должен пройти в 37-ми из них.
— Наличие подпрограмм решает многие проблемы, какие еще могут появиться по вашей инициативе?
— Такая же проблема у нас возникла к 70-летию Победы и была связана с состоянием памятников, связанных с Великой Отечественной войной. Они были как бы безхозными, и мы с минкультуры, промониторив ситуацию, сделали подпрограмму, куда включили не только памятники войны, но и те, что связаны с нашей историей. Скорее всего, такая же подпрограмма появится к 75-летию Победы.
— Депутаты, как уже сказано, не только принимают законы, но и отслеживают их исполнение. Ситуацию в какой сфере ваш комитет мониторил в этом году?
— Мы проверили ситуацию в дополнительном образовании — состояние дел в школах искусств, музыкальных школах: оказалось, что на 80% инструментов, которые там есть, играть уже нельзя. Каждый год я прошу депутатов в рамках выполнения наказов избирателей обратить внимание на библиотеки и музыкальные школы. В этом году 11 моих коллег откликнулись и купили инструменты учреждениям допобразования. Я сама подарила пианино школе имени Свиридова Ростова-на-Дону. Но это решения разовые, а наша задача — обновить весь инструментарий школ, чтобы дети играли не на разваливающихся инструментах. Мы договорились с минкультуры, что любое пополнение бюджета отрасли пойдет на инструменты для детей.
— Ну, а теперь — об общем финансировании культуры, что здесь могут в качестве достижений могут предъявить депутаты?
— В прошлом году на заседании ЗС я задавала вопрос губернатору — когда финансирование донской культуры подтянется к среднему значению по России? Василий Юрьевич предложил над этой проблемой подумать финансистам. И финансирование культуры в области было увеличено, сегодня составляя 3, 3% от консолидированного бюджета, а к концу года этот показатель приблизится к 4%. А это уже среднероссийский уровень.
И еще, я считаю, сегодня нужно помочь народным коллективам: их значение трудно переоценить. Ростовчанину есть где провести досуг, а что есть в распоряжении жителя хутора или станицы? Поэтому мы вместе с минкультуры сделали обязательными гастроли коллективов театров. Но жители области свое духовное отношение к жизни, к происходящим событиям выражают в творчестве, и такая возможность у них должна быть. Это называется самоидентификация, иначе не будет лица у наших станиц и все мы будем жителями не Ростовской области, а только лишь донской столицы.
Цифра. 90 новых книг в расчете на тысячу жителей должна получать согласно нормативу каждая библиотека в год.