Цифровой контур медицины
Какой пациент поликлиники не мечтал о том, чтобы его история болезни никогда не терялась?! А такое возможно в том случае, когда данные о состоянии здоровья живут в электронном виде — в том самом, в котором они существуют в областном консультативно-диагностическом центре с… 2009 года, то есть уже десять лет. Для знакомства с этим — кто бы что ни говорил! — чудом в сфере здравоохранения автор этих строк отправилась в ОКДЦ.
С чего все началось
По словам Светланы Симоновой, заведующей регистратурно-диспетчерским отделом ОКДЦ, все началось еще в 1996 году, когда в работу центра стали внедряться информационные технологии. Тогда появилась электронная карта пациента, которая включала в себя его персональные данные. С 2009 года карта стала пополняться протоколами работы врачей, данными диагностических исследований и лабораторных анализов. Все это Светлана Юрьевна объясняет желанием не терять данные пациентов. В центре появилась и внутренняя сеть, соединяющая компьютеры врачей с созданным собственным сервером, где хранились эти данные.
Как это работает
Все начинается с регистратуры. Выясняя, какая помощь нужна пациенту, оформляется карта, и больной с выданным ему маршрутным листом отправляется на прием к специалисту. Доктор на сайте заходит в свою «сетку приема»: данные о том, кто из пациентов сейчас у него в кабинете, в ней отражены. Так что он — в курсе, какие исследования пациент проходил ранее.
Врач посылает пациента на анализы, межкабинетные исследования и процедуры, занося все это в его электронную карту. Все данные исследований заносятся в карту пациента, хранящуюся на сервере.
Лечащий врач, зайдя на сервер, найдя файл с данными пациента и познакомившись с ними, имеет возможность поставить диагноз. На руки же пациенту дается выполненная на бумажном носителе полная выписка из его электронной карты со всеми результатами исследований и назначения.
Биометрией здесь пока не пользуются, хотя прекрасно понимают, что в этом случае снимутся все риски по идентификации пациента.
— Совершенствование процесса — вопрос даже не годов и месяцев, а недель, — утверждает Светлана Симонова. — К примеру, районные учреждения здравоохранения давно уже по Интернету записывают своих больных по полису ОМС на прием в ОКДЦ. Но и тому пациенту, который сам хочет исследовать свое здоровье, запись в ОКДЦ на прием через Интернет, как говорится, не заказана. При этом, если пациент сможет создать свой личный кабинет, у него есть возможность через Интернет заранее и оплатить предоставляемые ему услуги.
От учета к документообороту
А по рассказу Павла Пархоменко, начальника отдела информационных технологий и систем ОКДЦ, система электронного документооборота в центре родилась поначалу для того, чтобы отчитываться перед надзорными органами. Здравоохранение стало финансироваться по факту оказанных услуг. Учет расходуемых средств многократно усложнился, что потребовало автоматизации процесса.
Но тут же стало понятно, что появившуюся систему стоит использовать и для своих нужд. В районной поликлинике история болезни хранится в бумажном виде на полке, а в ОКДЦ пациент приходит с историей болезни и ее же потом забирает с собой. Но центру хотелось бы иметь всю историю вопроса: так обычная система учета превратилась в систему медицинского электронного документооборота.
В 2007 году был разработан государственный стандарт под названием «Электронная история болезни: основные положения». Имея его на вооружении, в ОКДЦ удалось придать юридическую значимость своему электронному документообороту и вне его стен. В 2010 году родился архив электронных персональных медицинских записей, соответствующих стандарту, и хранящийся на сервере учреждения с выполнением всех требований информационной безопасности.
Цифровизация и гостайна
— Информационная безопасность, — утверждает Павел Егорович, — у нас на самом высоком уровне. Выше — только уровень гостайны. При входе в личный кабинет пациент обязан указать свой логин и пароль: их никто не знает, кроме него. А персонал отдела дает подписку о неразглашении, в том числе — и врачебной тайны.
Сегодня работающую в ОКДЦ систему называют системой помощи в принятии решений. Впереди — создание системы экспертного класса. Если пользователь, то есть, врач при использовании накопленных данных (вот она, цифровизация!) принимает неверное решение, то система мягко намекает ему, что он не прав. Существует 160 алгоритмов «мягких предупреждений» и более 200 предупреждений ограничивающего характера.
Над созданием алгоритмов и наполнением системы данными трудились все сотрудники ОКДЦ. Безусловно, врач соберет данные о нынешнем состоянии больного, но накопленные данные о прежних его недомоганиях дают возможность увидеть глубинные истоки его болезни и попытаться с ними побороться.
«Цифровой контур» уже виден
На территории Ростовской области уже внедряется проект «Цифровой контур медицины». Суть его — в централизации проведения лабораторных анализов на всей территории региона: конвейерное производство, как известно, ведет к более точной воспроизводимости результатов. Потому было принято решение сосредоточить проведение анализов в одном месте, что к тому же уменьшает стоимость каждого исследования. Так, пробирки с отобранной кровью, взятой в сельской больнице, укладываются в специальную коробку со специальным температурным режимом, их отвозят в ОКДЦ, где и проводятся анализы. Результат медучреждения получают в своем личном кабинете на сервере ОКДЦ в тот момент, когда его одобрит доктор. Таких учреждений в области уже больше половины.
Лабораторно-информационная система ОКДЦ уже включена в региональный сегмент государственной информационной системы, так что все полученные данные будут находиться в ГИСе. Более того, эти данные автоматически попадут во врачебное заключение.
Техническая часть всего этого выполнена, остаются нюансы юридические, например, письменное согласие пациента на работу с его данными.
Все это замечательно, но юридический статус электронная история болезни не приобрела до сих пор. И чтобы передать ее контрольным органам, документ распечатывают на бумажный носитель и в таком виде передают на проверку, поскольку сегодня бумажный документ имеет прерогативу. Не решен и вопрос о том, что делать с той половиной данных медкарты пациента, что стоит на полке в бумажном виде. Так что вопросы, как жить с документами бумажными, используя и электронные, остаются.
Кстати. «Ростелеком» в Ростовской области подключил к высокоскоростному интернету 335 объектов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Проект реализовывался с 2017 года в рамках государственного контракта с Минкомсвязи России и завершен в срок.
На данный момент благодаря подключению к волоконно-оптическим линиям связи в Ростовской области уже 118 ЛПУ работают в Единой государственной информационной системе здравоохранения. У врачей появилась федеральная электронная библиотека, у пациентов — электронные медицинские карты, запись на прием через интернет, заказ электронного больничного листа и другие услуги. А к 2022 году во всех 85 субъектах Российской Федерации должно быть завершено внедрение государственных информационных систем в сфере здравоохранения.
Цитаты. Сергей Алхасов, директор Ростовского филиала ПАО «Ростелеком»: «Инфраструктура, созданная для лечебных учреждений, имеет практически неограниченные возможности и построена с перспективой на десятки лет. Минимальная скорость интернета — 10 Мбит/с, и наращивать ее можно во сколько угодно раз в зависимости от требований времени и запросов конкретных организаций».
Герман Лопаткин, министр информационных технологий и связи Ростовской области: «Реализация федерального проекта по подключению объектов здравоохранения к высокоскоростному доступу в интернет является необходимым шагом для развития общества и повышения уровня жизни жителей области. В населенных пунктах, обеспечиваемых каналами связи, попутно подключаются и дома проживающих в них абонентов».