Поскреби любого русского
Возможно, для многих присутствующих на этом празднике было откровением, что слово «курень», означающее исконно казачье жилище, имеет… татарское происхождение. О «башмаке», «балыке» и говорить не приходится. Недаром участники собрания в честь Дня национальной культуры донских татар часто вспоминали пословицу:»Поскреби любого русского — найдешь татарина».
Эти праздники в 2001 году начались в апреле и проводятся представителями диаспор, населяющих Ростов(а всего таковых 26), вместе с областным музеем краеведения и комитетом по связям с политическими партиями, общественными объединениями п национальным отношениям областной администрации. Директор РОМК Татьяна Коневская сказала, открывая День национальной культуры донских татар:»У нас на Дону столько талантливых народов, что хоть каждый день делай праздник!» Проект, который реализует музей — «Дон — наш общий дом», позволил вспомнить о каждом из них — тех, кто населял нашу территорию много веков. Но не только добрую память о мирном их сосуществовании хранит музей, а такими праздниками способствует ее приумножению. Приветствовать своих соседей пришли представители ассирийской и дагестанской диаспор.
Открывая конференцию, председатель комитета по национальным отношениям Сергей Шацкий вспомнил, что именно Татарский культурный центр «Нур» был первым, кто в 1999 году организовал праздник своей культуры. Хасан Тенчурин по специальности морской инженер, но история — такая наука, что ею увлекаются люди самых разных профессий. Его доклад «Татары — кто мы?» был выслушан с большим вниманием. Хасан Юнисович высказал предположение о происхождении татар от тюркоязычных кочевников, которые во главе с ханом Курбатом образовали в 30-х годах седьмого века нашей эры государство между Каспийским и Черным морями. О сынах татарского народа, защитниках Ростова в годы Великой Отечественной войны, рассказал сотрудник РОМК Владимир Афанасенко. Председатель правления Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кожин призвал создать на месте бывшей мечети, что стояла в Ростове в дореволюционные годы, памятный знак подобие того, что поставили армяне в память о существовании великолепного собора Григория Просветителя, варварски разрушенного в 60-е годы ХХ века.
А потом в залах музея возник будоражащий аппетит запах беляшей, которые, как известно, блюдо татарской национальной кухни. Специально для участников этого праздника их испекли заботливые татарские женщины.
Но не только сами члены татарской диаспоры так хорошо подготовились в Дню своей культуры. Сотрудниками музея была подготовлена мини-выставка из своих коллекций и тех снимков, что принес в музей Х.Л. Деветьяров. Многие годы и десятилетия в его семье хранились снимки семьи Шафариевых — прадедушки и прабабушки Хошима Латфуловича в татарских национальных костюмах. Есть на выставки и снимок начала ХХ века его деда, муллы-хазрата, и его же письмо 1932 года из тюрьмы, в которой он был потом расстрелян. На выставке представлены газеты на татарском языке, выходящие в Казани и Уфе и распространяющиеся тогда по всей России. На одной из газет есть этикетка с адресом деда Хошима Латфуловича. А из фондов музея извлечены книги на татарском языке, также изданные в Казани и Уфе. Среди них особое внимание привлекает книга о ведении домашенго хозяйства, награжденная медалью «За распространение знаний» на Нижегородской ярмарке. Здесь же представлен и женский головной убор колфак — шапочка, которую носили, надвинув на лоб. Этот фасон пришел к нам из ХУIII века и до сих пор такие шапочки пользуются популярностью у татарских женщин.
Можно, конечно, поиронизировать — мол, только пожилым людям она и нужна, ваша национальная культура. Но вот вместе с Хошимом Латфуловичем пришел на этот праздник его внук, ученик пятой ростовской гимназии(ну очень «продвинутого» учебного заведения!) Тахир Хромов. И не только пришел, но и сыграл на татарском национальном инструменте несколько мелодий. А Татьяна Коневская известила собравшихся о том, что три зала музея отданы под экспозицию будущего музея национальных культур Дона, на что музей надеется получить Президентский грант.
А несколько дней до этого в этом же зале при большом стечении народа прошел праздник культуры донских цыган, который организовал центр цыганской культуры «Рома и мир». И не только песни и пляски, и не только научные доклады историков и этнографов были в его программе, но и выставка работ донских живописцев, творческое внимание которых в разные периоды было посвящено жизни этого народа. А разве самый известный из российских цыган — Будулай странствовал не по донской земле, да и «родитель» его проживает разве не в хуторе Пухляковском?!…
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.