Талант и верность таганрогской сцене
Заслуженный артист России, любимец таганрогской публики Александр Топольсков отпраздновал свое 70-летие.
Несмотря на его абсолютно не актерскую внешность (так покажется при встрече на улице, но это впечатление ложное!), его обаяние на сцене настолько велико, что очаровываешься любым его персонажем мгновенно. Казалось бы, роль Псоя Стахиевича Замухрышкина в гоголевских «Игроках» не то, что не самая главная, а и проходная. Но актер проживает ее так органично, он так лукав и так прекрасно подыгрывал своим соратникам-мошенникам, что по уходу его со сцены вслед летели заслуженные аплодисменты.
А начиналась его театральная карьера в… раннем детстве.
Как вспоминает сам актер: «Мама рассказывала, когда бы гости не собирались, главное выступление непременно было моим! Я становился на стул, читал им стихи, а они меня, в свою очередь, одаривали подарками! В школе была другая история: учился будущий заслуженный артист России на четверки-пятерки, но были проблемы с геометрией: не давалась. И, помню как, получая аттестат, просил математичку: «Ну, поставьте четверку, что вам жалко?». На что она мне ответила: «Саша, я не имею права — ты не знаешь на четверку! Ну, ты же не в артисты пойдешь!» А куда же было ему идти, как не в артисты, так как был в его совсем молодой жизни и драмкружок при Доме пионеров, затем — народный театр при Доме учителя. Потому будущая профессия и не обсуждалась.
После окончания Ростовского училища искусств судьба забросила Топольскова в Ашхабадский русский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но примерно через полгода Александра Петровича забирают в погранвойска.
Там он попал в школу сержантского состава, где, по его словам, из него дурь выбили, вместе с 15 кг лишнего веса. После окончания службы — снова Ашхабад, где ждала его первая жена Светлана, с которой учился Александр Петрович в школе.
И все бы ничего, но так заболела жена. Что никто не мог определить причину болезни (шла кровь горлом). В итоге врачи посоветовали сменить климат. Так в 1974 году семья оказалась в Таганроге.
За почти 46 лет работы на сцене Таганрогского театра имени А. П. Чехова он сыграл более 150 ролей, но так и не забыл свою первую роль в Чеховском театре — роль Кота в спектакле «Кот Васька и его друзья». Эту роль он сыграл 270 раз! А еще он 43 года был неизменно Дедом Морозом.
Режиссеры, менявшиеся в театре гораздо быстрей, чем состав труппы, всегда старались занять его — как уже сказано, органика Александра Петровича способна украсить любой спектакль. Потому он и Яишница в гоголевской «Женитьбе» (а кому, как не ему быть тем экзекутором, так страстно желающим взять в жены купеческую дочь вместе с ее приданым), и Счастливцев в «Лесе» Островского, и Шеваль в «Ужине в придурком», и мясник Лейзер в «Поминальной молитве». Роли разные и по величине, и по наполнению характеров, но везде как-то ухитряется Топольсков «протягивать» тему «маленького человека», будь то французская или иная драматургия.
Сам подходит к своей работе весьма критично, считая, что провалы у него таки были. Но значит автору этих строк повезло, поскольку не помнит она неудач артиста, которому в 1999 году вполне заслуженно присвоили звание «заслуженного РФ».
Такая замечательная фактура, как у него, не могла быть не замеченной «киношниками». Зритель, наверно, помнит его в сериалах, снятых Кириллом Серебренниковым «Ростов-папа» и «Дневник убийцы».
А еще за годы службы на таганрогской сцене Александр Петрович был и парторгом, и профоргом, а в 80-х годах вел студию вместе со Светланой Левадой при театре (курс, набранный для пополнения молодого состава труппы), народный театр в бывшем клубе кожевников, была и агитбригада, с которой ездили на конкурсы и побеждали.
Многое, считает Александр Петрович, изменилось в театре за 45 лет: «Зрители стали внимательнее, умнее и любопытнее, они готовы обсуждать, очень интересно их мышление. Одно осталось неизменным: я им благодарен за любовь к театру!»
А зрители благодарны ему — за талант и верность таганрогской сцене.