Николай Полюшенко: «Сегодня именно художник создает лицо города…»
Ростовский художник Николай Полюшенко в конце 2002 года выпустил в свет книгу своих гравюр «Таганрог и А.П.Чехов. Памятные места». Это роскошное издание стало настоящим событием в культурной жизни области. Что думает сам художник о сделанной работе?
— Чеховской темой я занимаюсь уже 20 лет. И в течение этих 20 лет я постоянно слышал насмешки в свой адрес:»Чехов? Кому это сейчас интересно?!» Художники занимались, в основном, масштабными работами на заказ. И вот в один прекрасный день заказы закончились. И каждый из творцов остался один на один со своей душой. То есть, они должны были определиться — есть ли у них самих то, что интересно стало бы и окружающим людям. Помните теорию «винтиков»? Теперь каждый «винтик» должен был раскрутить свою энергию сам, так как государство этим уже не занималось.
И чеховская тема оказалась востребованной. Вышедшая книга складывалась «в голове» уже лет 12-ть. И все зависело только от средств. Если вы обратите внимание на информационную часть альбома, то увидите, что ее написала моя дочь Елена. То есть, человек в начале своего жизненного пути (она — филолог, закончила вуз) проделал такую огромную работу, и ее подвижничество могло бы оказаться невостребованным… Я вспомнил себя, каким я начинал свою жизнь, и понял, что теперь отвечаю не только за свой труд. Словом, ее работа оказалась той самой причиной, которая заставила меня взяться за издание.
Пришлось взять кредит. Я обращался за помощью ко многим банкам, в том числе и московским, которые сейчас обосновались в Ростове. Но, как выяснилось, они предпочитают заработанные деньги тратить на себя. Пришлось также оставить всю остальную работу, так как ничем другим заниматься было просто невозможно. Эту книгу выпустила фабрика «Малыш». Но издательскую работу — макет, верстку — пришлось делать самому. Даже сейчас весь тираж еще не напечатан и вот почему. Скажем, начинается склейка — обнаруживается нет специалиста, нет, сам-то он есть, но уровень работы меня не устраивает, начинаем вместе искать тех людей, которые бы работали удовлетворительно. Делаем тиснение — опять проблемы.
И так далее. Если бы автор сбросил все эти проблемы на издательство — полученный в итоге продукт можно было бы бросить в макулатуру. Конечно, заслуга «Малыша» в том, что на каждом этапе работы внимательно выслушивались пожелания автора.
Когда начались изменения в обществе, государство как бы сказало каждому:»Будем помогать, но понемногу!» Сейчас и военные говорят, что их бросили на произвол судьбы, и медицина. Но все-таки бюджетные средства в эти отрасли идут! А художники работали все эти годы практически безвозмездно — без каких-либо социальных гарантий! — и ведь выжили. Культура оказалась самой жизнеспособной. Этим летом на Дон приезжали послы России в других государствах, и им представляли для продвижения в этих странах различные проекты. И оказалось, что экономические проекты — самые тяжеловесные и неконвертируемые, а культурные — тот же Чеховский! — самые понятные, менее затратные и самые востребованные. Я получил предложения приехать с выставкой по чеховской теме приехать в несколько стран. Пришло приглашение и из Ялты в рамках будущего года России в Украине сделать очередную (пять моих выставок там уже прошло) чеховскую выставку.
Вот и получается, что именно художник представит в других странах свой город, область, страну. И с этой точки зрения у нашего общества впереди огромная работа — создать такой механизм взаимоотношения бизнеса и культуры, при помощи которого люди, имеющие средства, поймут, что помочь выпустить книги к 100-летию со дня смерти А.П.Чехова (а 2004 год — уже не за горами), к 100-летию со дня рождения М.А.Шолохова — для них почетная задача. То есть, в будущем вкладывать прибыль не в наклейки с именем своей фирмы, а в создание произведений искусства. В Европе к этому давно уже пришли, у нас такие отношения только-только начинают складываться.
«Молот», NN 52-53, 12 апреля 2002 года
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.