Посетить Тибет на Дону
Два молодых ростовских коллекционера представили в Ростовском областном музее краеведения выставку буддийского искусства Тибета и Непала «Прикосновение Будды», которую можно посетить до 21 февраля. Научный сотрудник музея Сергей Конов рассказал о том, почему эта выставка появилась в РОМК и с чем здесь можно познакомиться.
По словам Сергея Ивановича, калмыки, будучи буддистами, были причислены к донским казакам, потому интерес к буддийскому искусству на Дону существовал всегда. Предыдущая выставка, ему посвященная, пользовалась большим успехом. Для создания мандалы в рамках той выставки в Ростов-на-Дону приезжали ламы из Тибета. Республика Калмыкия до сих пор считается единственным государственным буддийским образованием на территории Европы.
Для демонстрации публике представленные сегодня коллекции буддийского искусства были предложены еще три года назад, но в силу загруженности музейных залов ее удалось организовать лишь в эти дни.
Первое, что бросается в глаза на выставке — тханки. Это предметы буддийского изобразительного искусства, их название переводится буквально как «рисунок на ткани, который можно свернуть и взять с собой». Тибетцы были кочевниками, поэтому им было удобно перевозить изображения своих божеств, коих было великое множество, в свернутом виде. Они чрезвычайно живописны, причем яркие краски, которыми тханки написаны, сделаны из полудрагоценных камней.
Привлекут внимание посетителей музея и ярко раскрашенные фигурки, причем у некоторых из них выражения лиц чрезвычайно злые. «Это Защитники, — объяснил Сергей Конов, — В своем гневе, считают буддисты, они должны быть страшней демонов хотя бы для того, чтобы не допустить этих злых существ в жилой дом или в храм — там, где находится человек».
А те фигурки, которые выглядят миролюбиво — это изображения людей, которые достигли нирваны (просветления). Буддисты считают, что любой человек сможет стать буддой, ведя праведный образ жизни. С каждым перерождением его статус повышается, и в конечном итоге он достигнет нирваны. Из таких людей и рождаются божества.
Если имеется ввиду Будда как сущность, тот самый основатель учения, рожденный в VI веке до н. э., тогда говорят о Будде Шакьямуни. Именно его статую можно увидеть в представленном на выставке алтаре буддийского храма.
— Буддизм — религия очень миролюбивая, — рассказал Сергей Конов. — В ней нет призывов к войнам или уничтожению иноверцев. Если вспомнить Японию, куда буддизм проникает в VI веке нашей эры (а там своя традиционная религия — синтоизм), то ровно через сто лет буддизм и синтоизм перестают противостоять друг другу и заимствуют друг у друга ритуалы и божеств. Главная японская богиня Амадерасу также начинает почитаться и буддистами.
Почитание Будды очень благоговейное, и есть многое, чего нельзя делать ни в коем случае с его изображениями. Статую Будды или иного буддийского божества нельзя поставить на пол, что считается кощунством. Потому все скульптуры должны стоять на высоте не ниже человеческого пояса, и отношение к ним должно быть более чем уважительное.
Двор музея краеведения украшен разноцветными флажками. «Это лунгта, ритуальные флажки, — объяснил Сергей Конов, — Их предназначение — не украшение интерьера дома или храма. Их обязательно вешают, что называется, на открытом воздухе. На них написаны мантры или пожелания. И чем сильней они развеваются по ветру, тем скорее они дойдут до всевышнего».
И если кто-то из посетителей принесет с собой такой ритуальный флажок, ему вовсе не возбраняется повесить его рядом с другими.