Кадры решают все. А их подготовка — еще больше
Есть такая легенда в системе начального профессионального образования, созданной в нашей стране в 1940 году: говорят, когда Гитлер узнал о появлении в СССР государственной системы ПТУ, то вырвалось у этого мрачного гения:»Будущая война — проиграна!» И он был не так уж и неправ: ведь трудовой фронт выиграли именно они, выпускники профтехучилищ, дневавшие и ночевавшие у станков военных заводов. Не менее важна была и подготовка кадров для сельского хозяйства.
В сельскохозяйственном лицее N 89, что расположен на землях Октябрьского (сельского) района — 513 учащихся, из которых 87 — дети-сироты. Да и большинство оставшихся не могут похвалиться счастливым детством. Фактически идут сюда те ребята и девушки, от которых так или иначе отказалась средняя школа. Да и директоры тех школ, с которыми отношения налажены, порой звонят: «Есть тут один мальчик — как раз для вас!» Мальчика-то лицей подберет, и не одного, да только самой главной проблемой была и остается в последние времена одна: сегодня у молодых людей, даже из семей благополучных, нет желания учиться. Хотя бы потому, что найти сегодня хорошо оплачиваемую работу в районе трудно: во многих семьях кормильцы работают «на выезде». При этом высококвалифицированных рабочих рук не хватает. Вот и думай, преподаватель и мастер производственного обучения, чем сможете привлечь к своим профессиям ребят!
В сельскохозяйственном лицее N 89, одном из первых в области, стали использовать компьютерные обучающие программы для подготовки и автомехаников, и трактористов, и пчеловодов — словом, всех тех профессий, азам которых здесь учат. Надо ли говорить, что многие из пришедших в лицей, компьютер видели лишь издали. А увлекает этот новый, совсем непривычный мир весьма и весьма, так что в данном случае новые технологии играют немалую роль в социальной реабилитации и воспитании, возбуждая интерес к учебе.
Да и в районе это понимают, поэтому, наверно, один из двух компьютерных классов, в которых сегодня идет обучение — подарок главы Октябрьского района Евгения Петровича Луганцева. Он и 60 тысяч рублей на спортивный инвентарь подарил лицею, заботясь о здоровье тех, кто через год-другой придет работать на земли района. Он и всех директоров сельхозпредприятий собрал в лицее, чтобы показать им, как и кого здесь подготавливают. Эффект был потрясающим: «А мы-то думали, что здесь «бурса»! А эта «бурса» недавно получила лицензию, а потом — и свидетельство об аккредитации, теперь имея право доучивать своих выпускников после конкурсного отбора и выпускать с дипломами среднего специального образования.
И еще раз о социальном реабилитации: во всех нынешних профтехучилищах и лицеях учатся будущие защитники Родины. И ведь поставляются-то в ряды вооруженных российских сил кадры отсюда квалифицированные. Спросите в любом армейском подразделении, и вам ответят, что новобранцев с профессиями водителей и механиков здесь на руках носят. Не говоря уже о поварах! А если уж в армию придет подготовленный оператор ЭВМ (и такой профессии обучают в сельскохозяйственном лицее N 89), то цены ему не будет. Да только ли там? Ведь при нынешней безработице хорошего работника найти, ох, как трудно. А при лицее еще и работает консультационный пункт, помогая тем ребятам, которые и девятилетку -то не окончили, получить свидетельство о неполном среднем образовании. Так что и неграмотного новобранца система начального профтехобразования в армию не поставит.
И — еще раз о социальной стороне начального профтехобучения: здесь учатся те, кто ОСТАНЕТСЯ РАБОТАТЬ НА СЕЛЕ. И вовсе не потому, что больше ребятам деваться некуда. Они здесь родились, они так или иначе любят эту землю.
Да и сами ребята замечательные: грубить учителям попросту не приучены, не говоря о том, чтобы пропускать занятия. Словом, сохранились в них частички народной культуры, которая всегда существовала на селе. И заботу о себе ценить умеют: ведь бывало так, что не возвращается парнишка с каникул. Едет мастер к нему домой, и выясняется, что попросту не в чем ему ехать на учебу. Зима на дворе, а теплой обуви нет. Помогают в лицее и в таких случаях. Не говоря уже о том, что общежитие здесь предоставляют бесплатно и кормят также бесплатно три раза в день.
Но, как говорится, все хорошо у нас не бывает: сегодня впору писать мелодраму под названием «Когда директор плачет». Плакать заслуженному учителю РФ, директору сельскохозяйственного лицея Василию Ивановичу Бодле есть от чего. Большие планы есть у преподавателей лицея — и организовать кабинет информационных технологий, и автоматизировать как библиотеку лицея, так и работу всей администрации. А какие мечты у педагогов и по поводу воспитательной работы — и это при их зарплате?! Но все это повисло в воздухе по одной причине: и актовый зал дицея, и физкультурный зал, и другие столь необходимые, но пока отсутствующие помещения должны разместиться в новом корпусе, продолжение строительства которого сейчас под угрозой. Дело в том, что финансируется строительство, как и вся система начального профессионального образования в стране, из федерального бюджета. В трех чтениях законопроекта о бюджете-2004 строка о финансировании строительства нового корпуса сельскохозяйственного лицея N 89 Ростовской области была, а в четвертом, окончательном чтении исчезла! А ведь здание уже оштукатурено, остеклены оконные рамы, идет работа по установке системы теплоснабжения. Сама стройка и так была «долгостроем», так что — таковой ей и оставаться?! А ведь если уйдут строители отсюда, потом замани их обратно! Вот и шел разговор на встрече губернатора области с вновь избранными депутатами о том, чтобы попытаться финансирование окончания строительства возобновить.
Однако самое печальное сегодня — это уже почти решенный вопрос о передаче финансирования системы начального профессионального образования бюджетам субъектов федераций. Речь идет только о сроках. Создается впечатление, что государство категорически не нуждается в квалифицированной рабочей силе! Как будто потворствует оно нынешним настроениям молодых людей, стремящихся только к модным профессиям менеджеров, юристов, бухгалтеров! Ведь есть печальный опыт Ленинградской области, когда в порядке эксперимента «спущенное» на местный бюджет начальное профессиональное образование потеряло более половины своих учебных заведений. Сейчас из бюджета федерального и так не густо финансируют эту систему, но что будет после января 2005 или 2006, когда данная реформа случится?!
Будем надеяться, что хорошенько подумают в правительстве, чтобы такой шаг сделать, а если все-таки сделать, то — как: ведь будет этот шаг вовсе не навстречу тем ребятам, которых попросту вытягивают «с улицы» наши лицеи и училища и превращают в настоящих мастеров. Шаг этот будет с весьма и весьма печальными социальными последствиями.
«Молот», 5 февраля, с.2
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.