«Жил человек…» 21 февраля — День памяти М.А.Шолохова
Фильм с таким названием к 100-й годовщине со дня рождения Михаила Александровича Шолохова создан на Ростовской киностудии. С его режиссером накануне дня памяти великого земляка беседует журналист Вера Волошинова.
— Давайте сначала назовем всех тех, кто принимал участие в создании фильма.
— Автор сценария — Елена Джичоева, оператор — Виктор Уколов, звукорежиссеры — Анатолий Калмыков и Игорь Дауров, редактор — Нелли Бабахова, продюсер — Зинаида Кашаева. В сценарном варианте фильм назывался «Шолохов:страницы жизни». Но когда мы начали работать, выяснилось, что название «Жил человек…» более точно подходит к тому материалу, который был снят, а, самое главное, на наш взгляд, точно выражает концепцию.
— А сколько фильмов о Михаиле Александровиче снято на Ростовской тогда еще студии кинохроники?
— У нас на студии родились восемь таких фильмов. Снимали такие фильмы и на «Дон-ТР», и на Центральной студии документальных фильмов. Так вот наш фильм мало походит на все предыдущие, которые, как правило, содержали в себе элемент уважительной перечислительности — кто такой Шолохов, что он написал, как складывалась его жизнь. И наша предыдущая картина «Хождение по квадратному кругу» сделана именно в этом ключе: как сказалась на нем травля по поводу плагиата и прочее. Был фильм о семье Василия Голубниченко, он так и назывался «В кругу семьи». Был фильм Клима Лавреньева «Прощание с Шолоховым». И, естественно, фильмы, которые делал Леон Борисович Мазрухо — это первые фильмы о Шолохове. Заявка Елены Георгиевны Джичоевой нам понравилась тем, что в ней были обозначены ранее не востребованные на экран люди: Борщова Валентина Ивановна, медсестра, которая дежурила у постели больного Шолохова, ее муж, который когда-то был и водителем, и егерем. Это фотограф Чумаков, это и много лет собиравший фотографии и встречавшийся с Шолоховым Георгий Васильевич Губанов, писатель Василий Воронов, Михаил Михайлович Шолохов и, конечно, Анатолий Вениаминович Калинин. Нас интересовало их присутствие в картине не потому, что они что-то могут сказать о Шолохове, а их ощущения — что такое Шолохов в их жизни, что в ней происходит после Шолохова. И еще пригласили мы Элину Абрамовну Быстрицкую — нас очень интересовало ее восприятие Шолохова. Нам хотелось сохранить для истории этих героев.
Теперь о самой картине. Мы очень не хотели идти проторенными путями и старались снимать людей очень лаконично — дома, на улице, в саду, на пароходе. В этом тоже сказалось наше отношение к Шолохову, который бесконечно любил природу и чувствовал там себя очень уверенно — так же, как и его герои.
— А были неожиданные воспоминания о Михаиле Александровиче?
— Калинин прочитал фрагменты своего «Реквиема» с экрана. Очень хорошо сказал Воронов, рассказавший о том, как Шолохова воспринимали люди. Искренна и взволнованна была Быстрицкая. С художником Сашей Щебуняевым — интереснейший человек! — мы говорили о том, как он узнает шолоховских героев в станичниках. И как ему хочется своим творчеством это продолжить. В фильме нет дикторского текста — он заменен признаниями героев. Михаил Михайлович Шолохов говорит о том, как бы отцу воспринял все то, что происходит сегодня. По его словам, Михаил Александрович всегда был убежден в том, что достаточно двух-трех решений правительства для того, чтобы какие-то вещи поправить.
Но те решения, которые принимались, особенно в области сельского хозяйства, свидетельствовали о полной некомпетенции тех, кто этим занимался. По его словам, если бы отец встал сейчас, то он обязательно лег бы снова. Потому что смотреть на это невозможно. Это, конечно, из области предположений.
А заканчиваем фильм мы фотографией Шолохова и словами Василия Шукшина о том, как мучительно человека терзают мысли о том, что вокруг происходит и зачем — все это. Нам этим хотелось соединить Шолохова с его героями — с Григорием Мелиховым, который приходит под остылое холодное небо, с Шеболком, который сомневается, с Давыдовым, который в конце концов начинает сомневаться в правоте Нагульнова. Нам хотелось напомнить о том, что все его герои уходят в сомнениях.
— Это очень по-человечески!
— Хотя сам Шолохов никогда не сомневался в том, что он писал. А вот сомнения героев он всегда старался передать. Фильм небольшой — всего 18 минут.
— Это был государственный заказ?
— Да, и еще утвердили смету видеофильма о Шолохове. Мы хотим собрать наиболее интересное из всех работ о Шолохове и сделать фильм для школ, библиотек. И есть еще один вариант видеофильма: мы хотели бы встретиться с Львом Колодным, у которого мы 10 лет назад сняли рукопись Шолохова, о которой никто ничего не знал. Это Феликс Кузнецов, это директор московского Шолоховского университета, сотрудники которого на свои средства открыли памятник Михаилу Александровичу в Москве. То есть мы выйдем на привычные рамки, чтобы опять расширить круг людей, которые могут рассказать о Шолохове.
— Осталось пригласить зрителей на премьеру фильма. Когда она состоится?
— 20 февраля она пройдет в кинотеатре «Буревестник», 21 феврале — в Донской государственной публичной библиотеке. И в этот же день премьера фильма состоится в Вешенской.
«Московский комсомолец-Юг», № 10, с.2
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.