Художник ничего не должен доказывать
В Ростовском областном музее изобразительных искусств открылась выставка, которую рекомендуется в обязательном порядке посетить всем, кто хочет связать свою жизнь с изобразительным искусством. В экспозиции представлены 47 работ 21 художника из тех донских живописцев, которых принято уже называть классиками.
Открывая выставку, главный хранитель музея Ирина Воробьева предложила обратить внимание на тот факт, что творчество всех представленных художников связано с Ростовом-на-Дону. Многие из них учились в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова, уезжали продолжать учебу в столицы, а потом возвращались на Дон. Представленные картины созданы в 1930-50-е годы, а их авторы стали настоящими классиками донского искусства. В фондах музея образовались настоящие коллекции работ Чарского, Скопцова, Спорыхина. Талалаевой, Балановой и других мастеров, по которым можно изучать их становление в искусстве.
— Но не так-то легко было собирать их работы, — заметила директор музея Светлана Крузе. — Обычно музей приобретает картины на выставках, а в послевоенные годы выставок было крайне мало. И художники, понимая это, после выставки 1947 года все свои работы подарили РОМИИ. Это был бесценный дар, поскольку сам РОМИИ был тогда очень молод: он как отдельный музей был учрежден в 1938 году, и его фонды пострадали в годы Великой Отечественной.
По словам Светланы Крузе, ХХI век заставил искусствоведов пересмотреть свое снисходительное отношение к стилю в живописи, который принято называть «социалистический реализм». К примеру, на выставке можно увидеть работу Анны Гайвоненко «У портрета вождя». С одной стороны, ее пафос — дань времени, но с другой — работа необыкновенно лирична. Трогает картина трепетным изображением любопытной маленькой девочки, чем и интересна сегодня.
На открытии выставки казалось, что искусствовед РОМИИ Галина Головкина практически про каждую представленную работу может рассказывать часами. Особенно увлекательные оказались ее рассказы, связанные с портретами. Она попросила зрителей обратить внимание на портрет Павла Крамера, известнейшего в довоенном Ростове коллекционера и мецената. Образ этого человека, который свой путь коллекционера начинал с дружбы с членами Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств, передал на полотне художник Семен Скопцов, которому в тот момент, в 1938 году, шел всего лишь 21-й год.
Прекрасен представленный на выставке портрет актрисы Подоваловой, работавшей в театре имени Горького в 1960-е. Его автор Арсений Чернышов, человек трудной судьбы, прошедший во время войны плен. Нелегкой была его жизнь из-за этого в послевоенные годы. Его слова процитировала на открытии выставки Светлана Крузе: «Художник ничего не должен доказывать. Настоящее искусство убеждает само по себе, и зритель понимает все, что нужно». Так вот, продолжила Светлана Крузе, на этой выставке работы говорят сами за себя, так как творчество этих художников — это наша гордость.