«Тихий Дон»: шесть лет спустя
Родившаяся в 110-ю годовщину со дня рожденья Михаила Александровича Шолохова сценическая версия самого великого романа ХХ века продолжает жить и набирать обороты.
Стоит напомнить, что в 2015 году театр с успехом и аншлагами два дня подряд показывал «Тихий Дон» в Москве на сцене Малого театра, а несколько месяцев спустя опять же в Москве получил Гран-при XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» и золотые дипломы за лучшую сценографию, лучшую музыку и лучшую мужскую роль второго плана (деда Гришаки в исполнении народного артиста РСФСР Игоря Богодуха). Главный приз фестиваля был вручен 6 декабря на торжественной церемонии закрытия фестиваля «Золотой Витязь» в храме Христа Спасителя.
Именно после постановки «Тихого Дона» в июне 2016-го театр был удостоен премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства. В сентябре того же года театр Горького показал народную драму «Тихий Дон» на XVII Международном Волковском фестивале в Ярославле, а в начале октября — в Санкт-Петербурге в рамках XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский Дом». По итогам фестиваля постановка завоевала главную награду форума — Приз зрительских симпатий, разделив ее с постановкой режиссера Андрея Могучего «Гроза» Александра Островского в БДТ имени Г. А. Товстоногова.
Сценография спектакля поражает каждый раз после открытия занавеса. Порталы сцены в виде многоярусных плетней поглощают свет и «подают» героев, постоянно устраивая им крупные планы. Именно на этом фоне на этот раз особенно поразила сцена Степана (Александр Волженский) и Аксиньи (Екатерина Березина), когда эти несчастные друг с другом муж и жена поют вместе берущую за душу песню — и каждый о своем. Кстати, именно Волженский, став исполнителем роли Степана Астахова, подчеркнул трагичность этого образа — человека, пострадавшего фактически не за что.
Роль деда Гришаки — одна из самых ярких в послужном списке народного артиста РСФСР Игоря Богодуха, ушедшего в марте прошлого года. Так и хочется сказать, что роль — «самоигральная», что совсем не так. Этот мудрый дед вместе со всеми героями испытывает напряжение жизни на краю человечески возможного. И при этом прекрасно понимает, что от судьбы не уйдешь. Он и Наталью так благословляет на замужество, будто предвидит ее горькую жизнь. И Григорию он высказывает все, что думает насчет окружающего разлада. Он и с Мишкой Кошевым (отличная работа Алексея Тимченко) разговаривает, ничего не боясь. И отвечает тому, что даже под угрозой огня никуда не уйдет из своего куреня, вытягиваясь во весь рост словно старый солдат, не имеющий право бросить пост.
И если Игорь Богодух демонстрировал в открытом противостоянии с непонимающими его более молодыми соплеменниками неприкрытый полемический задор, то у нынешнего исполнителя Анатолия Матешова все те же слова проходят шутками-прибаутками, заставляя вспоминать другого шолоховского персонажа тех же лет. Юмор совсем не чужд этому суровому деду. Как он удивляется, повторяя обычную присказку, когда обнаруживает, что, оказывается, действительно живет почти сто лет. И зал посмеивается вместе с ним, вовсе не смущаясь тому, что столь ласковому юмору тоже нашлось место в трагическом раскладе времени.
«В этом спектакле есть особенность, которая делает его уникальным. Это тоже самое, что посмотреть произведения Шекспира в театре „Глобус“. Здесь все такое естественное. Я физически ощущаю эту органику. Думаю, что многим московским академическим театрам, которые обвешаны „золотыми масками“, есть чему поучиться».
Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты»
Московские зрители «Тихий Дон» оценили, а вот лондонцам не повезло: гастроли «горьковцев» в связи с пандемией отменены. Счастливые — у них все еще впереди.