О чем напомнили трубки турецко-армянско-казачьего мира

Клейма на трубках говорят о разных мастерских, где эти трубки были произведены

При археологическом исследовании участка одной из нахичеванских усадеб (ростовчане знают, где это, для несведущих — присоединенный к Ростову-на-Дону в 1928 году армянский город Нахичевань-на-Дону, нынче Пролетарский район донской столицы) был найден клад. Однако там оказалось не «злато-серебро», но, тем не менее, предметы, крайне интересные для этого места и своего времени.

Трубки

Юриан ван Стрейк. Курильщик. II половина Х VII века

В снесенном доме послевоенной постройки обнаружен подвал, который изрядно подпортил картину жизни в древности на этом участке (уничтожены все культурные слои!). И, тем не менее, когда стали зачищать его стенки, наткнулись на ямку, где сверху лежали обломки черепицы, посуды, обломки металла. Но самое главное — прямо с верхних слоев стали находиться курительные красноглиняные трубки. Всего же было обнаружено 300 (!) таких трубок, определенных археологами как турецкие. Именно турецкие — и в армянском городе на казачьей земле.

Как известно, традиция табакокурения пришла на Ближний Восток из Голландии, а туда — из Америки. Голландские трубки были тюльпановидными и из белой глины, а здесь, на юге, форму придумали уже свою.
Удивительно количество трубок, найденных в одном месте, поскольку в неподалеку стоящем Азове, начиная с 1960-х годов ХХ века, разными археологическими экспедициями (речь о раскопках уже турецкого Азова, а не золотоордынского Азака) в разных частях города найдено курительных трубок около 400.

И свидетельствуют трубки, найденные в Нахичевани о том, что не только враждебные были отношения армян с турками, да и тех же казаков, но деловыми и торговыми, хотя поначалу, конечно, и повоевать пришлось.

Сидение

Азовское сидение казаков и его битвы изображены на картинах в Азовском музее-заповеднике

Строго говоря, за таким громким событием донской истории, как Азовское осадное сидение казаков, стоят не столь очевидные, как кажется на первые взгляд, дела. Захват Азовской турецкой крепости казаками в 1647 году хотя и шел под лозунгом вроде «Уничтожим невольничий рынок, где торгуют похищенными христианами!», но имелось в виду все-таки нечто иное. Турки контролировали выход к морю и способствовали, естественно, завозу своих товаров на Дон. Такими же «контролерами» и хозяевами на море захотели стать и молодые казаки (как известно, умудренные опытом старые воины были против — все-таки сложившийся в низовьях Дона худой мир между казаками и турками был лучше любой войны).

Как рассказывает доктор исторических наук, завлабораторией казачества ЮНЦ РАН Андрей Венков, видимо, они уже переросли тот период, когда можно жить лишь за счет грабежа. Когда казаки захватили Азов, они фактически открыли там офшорную зону, то есть, объявили беспошлинную торговлю для всех желающих.

И перенесли туда свою столицу, де-факто объявив себя отдельным государством. Кстати, при захвате города волю получили всего около сотни рабов.

Первое, что предложили турки казакам — продать Азов. Но какой разговор мог идти о деньгах, когда у казаков уровень пассионарности был такой, что — «мама, не горюй!»… Когда после первого боя турки прислали парламентеров и предложили выкупить своих погибших, чтобы похоронить их до заката, казаки ответили: мол, забирайте даром, не нужны ваши деньги, нам нужна слава.

Чем все закончилось — известно: повоевав некоторое время и понеся огромные потери, турки из-под Азова ушли, логично решив, что в данный момент русский царь не будет с ними из-за этой крепости ссориться. Казаки тоже были вынуждены Азов покинуть, забрав с собой в знак победы ворота крепости, которые и сегодня можно увидеть в станице Старочеркасской.

Самовольное порто-франко

Но Азов Азовом, а что в последней четверти ХVIII века (именно к этому времени исследователи отнесли найденные трубки) происходило на правом донском берегу, где располагался армянский город Нор-Нахичеван-на-Дону, в начале ХХ века ставший Нахичеванью, а потом и районом Ростова-на-Дону?

Как известно, город складывался из нескольких торговых слобод — Солдатской, Доломановской, Полуденки. Они существовали еще до Темерницкой таможни и крепости Святителя Димитрия Ростовского: граница с Турцией проходила по реке Темерник (протекает на территории нынешнего Ростова) и была более чем прозрачной. Контрабандные товары, прежде всего, из Турции миновали ее без преград и распространялись по всей казачьей территории Дона. Казачьих городков было много, и было что и кому продавать.

Понятно, что царскому правительству все это не нравилось: так появилась таможня для соответствующих сборов, потом была построена и крепость. Из Крыма по приказу Екатерины Второй сюда переселяют армян, которые и занимают место Полуденки, основывая Нор-Нахичеван-на-Дону, ставший потом той самой Нахичеванью.

А основные занятия армян — ремесло и торговля. Хорошие свидетельства об активности этой торговли оставил строитель крепости Свт. Димитрия Ростовского, военный инженер Александр Ригельман. В своих записках он пишет о том, какие товары поставлялись сюда из Константинополя. В перечне товаров — два сорта табака, трубки пеньковые, трубки из красной глины курительные, мундштуки и табакерки. Стало быть, трубки найденного клада и предназначались для торговли: то есть, можно сколь угодно говорить о межконфессиональной вражде, но когда дело касалось выгоды, торговые отношения оказывались превыше всего.

Свежая кровь

Однако отношения турок с казачьей территорией лишь торговлей не ограничивались. Вспомним «Тихий Дон» и его автора Михаила Шолохова с историей рода Мелиховых. Она началась с привоза на Дон Прокопием Мелиховым турчаночки-полоняночки, которая умирает при родах. Однако не всегда истории казачьих турецких жен заканчивались столь печально.

Не забыть блистательно исполненную на «Восточном базаре» (части казачьего фестиваля-реконструкции «Азовское осадное сидение») актрисой Натальей Аскаровой роли другой «турецкой казачьей жены», которую захватили силой. Эта «турчанка» весьма красочно описала, как стояла у плетня несколько месяцев, все ждала, когда ее выручать приедут турецкие родственники. А потом, смирившись, стала образцовой казачьей женой.

А когда таки случился турецкий набег (вполне реальный случай — турки сожгли станицу Черкасскую и соседний Монастырский городок, отомстив за захват Азова) и ее хотели увести обратно, воспротивилась эта казачья жена, заявив, что никуда теперь с Дона она не уйдет!

А то, что обычай полуденного кофе в казачьи семьи принесли именно турецкие жены, знают все. Как рассказывал в свое время декан факультета филологии и журналистики РГУ Евгений Корнилов, он, родившийся в Азове, еще помнит перестук пестиков в ступочках, измельчавших кофейные зерна (кофемолки тогда были редкостью, а кофе пили все). Именно по этому звуку и можно было узнать, что наступил полдень.

Чем торгуем сегодня

По данным Южного таможенного управления, в первом полугодии 2020 года суммарный товарооборот между донскими и турецкими предприятиями составил 19 тыс. тонн продукции на сумму 10,6 миллионов $ в стоимостном выражении. Экспорт товаров с Дона в Турецкую Республику превышал импорт на 800 тыс. $.
В 2020-м донской «Атоммаш» изготовил комплект колен главного циркуляционного трубопровода для блока № 1 турецкой АЭС «Аккую». АЭС «Аккую» — первая атомная электростанция, строящаяся в Турецкой Республике. Проект АЭС «Аккую» включает в себя четыре энергоблока с российскими реакторами типа ВВЭР поколения 3+.

Заинтересовались турки и производимыми на Дону самолетами для борьбы с лесными пожарами, которые создаются на заводе имени Бериева.

И еще в 1995 году между Ростовом-на-Дону и Анталией был подписан договор об установлении побратимских связей. С этого момента отношения между городами только крепнут. Так, Ростовский государственный университет путей сообщения сотрудничает с несколькими вузами Анталии. Торгово-промышленная палата Ростовской области имеет подписанные соглашения о сотрудничестве с двумя турецкими городами — Стамбулом и Трабзоном.

Мальчик-турок и казачка из Дубенцовского сельского поселения Волгодонского района на празднике «Струны души»

А еще стоит добавить, что без турок-месхетинцев (таки живут на Дону турки, пусть и не все они потомки османов) не обходится ни один донской праздник национальных культур

Читайте также...

Яндекс.Метрика