Прокати, киловатт, до околицы!…
Прогресс не остановить, и вот уже по дорогам Дона колесят машины, работающие на электричестве. Но сколько их, как считается, экологически чистых, и где их «кормят», хватает ли «кормушек» на всех, автор этих строк постаралась разобраться, используя и собственные наблюдения, и данные, любезно предоставленные разными ведомствами.
Сколько они «едят»
Возьмем для сравнения обычную японскую малолитражку Daihatsu Mira с двигателем внутреннего сгорания, которая проезжает в день примерно 80 км (по трассе и по городу — хозяин живет в ближайшем к донской столице районе). Стоимость литра бензина 92-го сегодня около 49 рублей. Потребление его данной машиной 4,5 литра на 100 км пути. Получается, что в день на поездку уходит 3,6 литра или 176,4 рубля.
Рассчитать энергопотребление электромобиля сложнее. Как ответили в донском минпроме, емкость его батареи выражается в кВт•ч и постоянно растет. В настоящее время средняя емкость батареи электроавтомобиля 60 кВт•ч и может доходить до 100 кВт•ч (например, TeslaModelS 100D). Реклама обещает пробег полностью заряженной Tesla до 630 км, Volkswagen -до 530 км. Но их стоимость явно не по карману рядовому горожанину…
Потребление современного электромобиля — около 120–300 Вт•ч на км в зависимости от модели, от времени года и от стиля вождения. Но в среднем эта величина выражается, как и у авто с двигателем внутреннего сгорания, в том, сколько кВт•ч используется для того, чтобы проехать 100 км. Усредненное потребление легковых электромобилей можно считать около 200 Вт•ч на км или 20 кВт•ч на 100 км (включая зиму и движение по трассе с высокой скоростью, где расход заметно выше).
Стоимость зарядки электромобиля на средний пробег (100 км) зависит от места его зарядки. Если владелец «кормит» своего «коня» дома, то 20 кВт•ч, умноженные на тариф за 1 кВт•ч (нынешний максимум 5,95) дает расход на зарядку на 100 км пробега 119 рублей. Кстати, именно так, от розетки, заряжаются электротакси в Кисловодске, отвозящие туристов в Домину роз.
На заправочных станциях стоимость зарядки, как уверяют владельцы электроавто, ничуть не больше. Отметим, что есть электрозаправки, где зарядка электромобиля является частью сервиса для клиентов: здесь зарядиться можно бесплатно.
629 транспортных средств, имеющих возможность использования электродвигателей, зарегистрированы на 1 января 2022 года УГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области
Все врут календари!
А теперь по поводу «кормушек». Как не вспомнить бессмертного Грибоедова, когда адреса зарядных станций для электромобилей, указанные в Ростове-на-Дону самой популярной поисковой системой, оказались, мягко говоря, не достоверными. Впрочем, последний вариант карты их нахождения приближен к правде, но из-за раннего (а именно он и попался первым) пришлось пройти несколько км понапрасну.
В автомастерской на улице Текучева мастер на вопрос о возможности зарядиться невозмутимо сообщил: «Да был тут один, дали ему розетку…» И более никаких комментариев.
Указанная станция на парковке отеля на проспекте Нагибина (и на улице Ленина — тоже) попросту не существовала. Охрана парковки на вопрос о ней удивилась, почесав в затылке: «Может быть, и есть такое в планах…»
На улице Горького вроде и было что-то такое в автомойке, но та оказалась закрытой.
И только на парковках возле отеля и ресторана на Большой Садовой, а также у «Амакса» на площади Ленина удалось эти станции, несмотря на их скромные размеры, обнаружить сразу.
Главный инженер отеля на площади Ленина сообщил, что станция зарядки установлена осенью 2021-го- как и во всех отелях этой сети. Она имеет два разъема (EV Plug Type 2, Schuko (220В), выдает мощность 22 кВт. Зарядка электромобилей для гостей отеля бесплатна, сообщили в отеле.
В отеле на Большой Садовой уточнили, что зарядная станция у них на парковке работает уже три месяца. И зарядить свой электромобиль могут не только постояльцы отеля или гости ресторана, но и любой проезжающий по Большой Садовой. Правда, нигде указателей, ведущих к ней с главной улицы города, обнаружить не удалось… И это в Ростове, заполненном рекламой «с головы до ног»!
Но все-таки они есть
По данным областного минпрома, на Дону есть несколько электрозаправочных станций — в Гукове, Новошахтинске, Таганроге, Батайске и в Ростове на площади Ленина: почему-то станция в самом сердце города минпрому неизвестна, хотя находится в полутора кварталах от здания правительства области. В 2021 году на трассе М-4 «Дон» (1001 км) установлена заправочная станция для электромобилей на действующей АГНКС.
Теперь разберемся со временем зарядки, потому что именно здесь время — «самые настоящие деньги».
Для быстрой зарядки используют оборудование высокой мощности до 250 кВт. Зарядки оснащается большим силовым модулем, чтобы преобразовывать ток и контролировать безопасность процесса. Устанавливается они стационарно и подключаются к промышленной трехфазной электросети. Их задача — быстро обслужить большое количество электромобилей. Время зарядки современных тяговых батарей до 100% около 30 минут.
У некоторых моделей (например, NissanLeaf) аккумулятор можно зарядить на 80% за 30 минут, однако последующая полная зарядка в таком случае займет чуть больше времени, чем обычно.
Светло ли будущее?
Как мог слышать любой желающий услышать, на январской пресс-конференции губернатор области заявил, что до 2024 года в Ростовской области появятся 60 электрозаправок, «а там посмотрим».
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.12.2021 № 3835-р Ростовская область вошла в Перечень пилотных территорий для создания зарядной инфраструктуры для электротранспортных средств до 2024 года. Рассматривается возможность размещения на территории региона не менее 60 «быстрых» зарядных станций мощностью 150 кВт*ч — тех самых, упомянутых.
На федеральном уровне разработан проект постановления об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при развитии зарядной инфраструктуры для электромобилей. Утверждение данного проекта планируется в феврале 2022 года.
Кроме того, по информации департамента транспорта Ростова-на-Дону, решением Ростовской-на-Дону городской думы от 19.10.2021 № 173 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» на 2021 — 2025 годы и прогнозный период до 2035 года. Она предполагает устройство три зарядных станций в донской столице на улицах Малиновского, 66, Волкова, 19, Максима Горького, 26.
Тот же минпром сообщил, что производство в России оборудования для электрозаправок уже налажено. Например, на АГНКС в Ростовской области (Октябрьский район, Краснокутское сельское поселение, 1 км от трассы М4 Дон (1001 км) как раз и установлена электрозаправка от российского производителя «Парус-электро».
Кстати, удалось обнаружить тот факт, что в Москве в скором времени поплывут по реке-тезки города речные трамвайчики на электрическом ходу. Почему в донской столице, стоящей на великой русской реке, никому в голову не придет сделать то же самое? Так и просится же от Аксая до Буденновского проспекта маршрут водной маршрутки на электрическом ходу — и пробок ведь никаких!….
Ну и выводы
После личного «похода» по местам гордо указанных, но отсутствующих электрозаправок таковые напрашиваются сами: не факт, что сегодня эти станции приносят некий доход. Скорее всего, это вопрос престижа заведения, которому наличие такой станции подтверждает факт его экологичности и добавляет в пиаре. Нужно знать Ростов, чтобы понимать: престиж здесь довольно значимый фактор. И не получится ли так, что именно он сыграет свою роль в том, что станции для зарядки электромобилей к 2024 году появятся в самом городе гораздо в большем количестве, чем заявленные?… И сколько их под патронатом государства возведут из планируемых к появлению из 60-ти в области?!…Да и постарается ли город?…
А далее стоит согласиться с выводами специалистов облминпрома: разорвать порочный круг (нет станций — нет автомобилей) возможно только развитием инфраструктуры электротранспорта в комплексе, начиная от производства электрокаров, оборудования для их заправки и обслуживания, заканчивая обучением кадров.
Для возможности полноценного использования электромобилей необходимо развитие сети электрозаправок для быстрой зарядки электромобилей в городе (здесь их число прибавляется весьма быстро), а также увеличение их числа на автомагистралях за счет быстрых на территориях АГНКС (как пример), а также быстрых и медленных станций зарядки на территориях мест отдыха владельцев авто.
Речь — и о развитии инфраструктуры технического обслуживания электрического транспорта, то есть, открытие специализированных автосервисов. Стоит вспомнить и тот факт, что батарея электрокара служит от четырех до десяти лет, а потом возникает вопрос ее утилизации…
Не забудем и о переводе части городского и муниципального транспорта, автобусов, такси и так далее на электротягу: это так же будет способствовать развитию инфраструктуры электротранспорта в регионе. Как свидетельствует всезнающий Интернет, патрулировали Левобережный парк в последний день города ростовские полицейские на электрокарах.
И хотя не ответил Илон Маск на предложение губернатора региона «приземлить» завод по производству электромобилей на Дону, кто знает — может, просто задумался?….