Казак от казака рождается

Академик Геннадий Матишов уверен, что для нынешних казаков важно открыть для себя истинный смысл слова «казак»

Кто они на самом деле, донские казаки? Ответ на этот вопрос постарался найти в представленной в ЮНЦ РАН монографии под названием «Донские казаки: от опоры самодержавия до жертв большевизма. На пути к возрождению» академик РАН Геннадий Матишов.

Самые многочисленные

По словам Геннадия Григорьевича, он работал над этой книгой более 10 лет. Геннадий Матишов — потомственный казак и уверен, что настоящего казака может воспитать только в семье с хорошими казачьими традициями. Сама книга охватывает разные аспекты и этапы сложной истории донского казачества, всегда бывшего самым многочисленным отрядом казачьих войск России.

Книга содержит прекрасный иллюстративный материал, а также ссылки на документы, не всегда известные широкому читателю.

Как сообщил автор «Молоту», главным для него было правдиво осветить все стороны жизни и истории казачества, особенно те страницы, которые менее всего известны, найти ответ на вопрос, почему самое большое и сильное войско Донское исчезло.

Казачество для меня как потомственного казака, говорит Матишов, глубоко личная тема. Эта книга стала данью уважения памяти моим предкам, моей семье. А воспитание в казачьей семье было таково, что на войну уходили из хуторов и станиц прекрасно обученные воины, которые должны были уметь делать все.

Столица и собор

Книга открывается главой об исторической столице донского казачества городе Новочеркасске, основанном в 1805 году. Это бывший административный центр области войска Донского, территория которого охватывала всю нынешнюю Ростовскую область, две трети Царицынской губернии (ныне — Волгоградской области), часть современных Луганской и Донецкой областей, а также юго-западных районов нынешней Республики Калмыкия.

В Новочеркасске много замечательных сооружений — Вознесенский кафедральный войсковой собор, Атаманский дворец, Донской Мариинский институт, Епархиальное училище. По своему историческому колориту и воинским традициям это уникальный город, уверен Геннадий Матишов.

Подробно освещено в новой книге возрождение главного казачьего собора — он третий по значимости в России после Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. В годы советской власти в пылу антирелигиозной борьбы и атеистической пропаганды решением Северо-Кавказского краевого комитета ВКП(б) 1 февраля 1930 года Вознесенский собор закрыли. Для богослужения Вознесенский собор открылся только 1942 году, и после этого он уже не закрывался.

И бунтари, и опора власти

— Книга, — рассказывает академик, — напоминает о главных страницах участия казаков в военных кампаниях, выдающихся казачьих полководцах и бунтарях и особенно о событиях XX века, которые трагически отразились на судьбе донского казачества.

Донские казаки — воины, участники всех значимых для царской России сражений. Сегодня стираются в памяти битвы, в которых донцы, следуя девизу «За веру, царя и Отечество», сыграли решающую роль, например, в Отечественную войну 1812 года. Они проявили себя как опытные горные стрелки в боях на Кавказе. В Первую мировую войну казаки выставили войско численностью 125 тысяч человек, и их потери были минимальны.

Освещен в монографии и такой аспект истории донского казачества, как подавление революционного движения в России. Но этим участие в тех событиях казаков не ограничивалось: они сдерживали антисемитов и черносотенцев. Изучены в книге также те обстоятельства, при которых проявлялся вольнолюбивый нрав коренных (природных) казаков, причины неповиновений, смут и противоречий в собственно казачьих полках.

Кто они на самом деле

Так что же такое донское казачество — народ, субэтнос, общественное движение? Автор так отвечает на этот вопрос: на территории войска Донского селились русские, украинцы, калмыки. За почти 500 лет здесь сформировался своеобразный субэтнос с особым образом жизни: развитым воинским искусством, традициями, бытовыми привычками, духовным укладом, специфической речью. Прошли годы революций и войн.

Так сколько же осталось потомственных казаков, какое количество казаков сформировалось в первом поколении, из каких хуторов и станиц их род, кто по происхождению те, кто сегодня записались в реестровые казаки? Точного ответа на них сейчас нет.

Отвечая на вопрос о возрождении казачества сегодня, Геннадий Матишов ответил, что сценарий возрождения потребует значительного времени для более предметного концептуального осмысления. Не менее важно войсковым организациям, состоящим в государственном реестре, открыть для себя истинный смысл понятия «казак». Надо помнить: «казак от казаков рождается». И он очень надеется, что данная книга станет достойным вкладом в это важное дело.

Читайте также...