Как циклисты велосипедистами стали

Велоэкскурсии по любимому Ростову уже стали привычными

Уже стала общим местом растущая популярность велосипеда не только как городского транспортного средства, но и средство для походов по родному краю. Однако при появлении велосипеда в Ростове-на-Дону (а установить время точно практически неизвестно, в Санкт-Петербурге это конец 1860-х) встретили его далеко не с восторгом и власти, и обыватели.

Не нервируйте лошадей

Итак, на улицах Ростове в конце ХIХ века появились… циклисты: именно так назывались поначалу те, кто мчался по улицам на своем двухколесном друге. По-английски велосипед — bycicle, от него, скорее всего и пошло это название. Для любителей велосипедов даже издавался журнал под названием «Циклистъ».
Однако весь городской транспорт был тогда гужевым (все эти экипажи и конки). И быстро вращающиеся колеса нервировали лошадей. Потому запрет на передвижение по улицам Ростова на велосипедах не заставил себя долго ждать.
Но число почитателей велосипеда росло в геометрической прогрессии несмотря на запреты, и «велосипедный вопрос» вынуждена была рассмотреть городская дума.
В 1895 году на одном из заседаний развернулась бурная дискуссия — разрешать ли ездить по городу на велосипедах или нет.
— Даже странно говорить об этом! — горячился страстный поклонник велосипеда, чиновник городской управы, юрист Георгий Ткачев. — В Петербурге на велосипеде даже по делам ездят.
— Не видал, — возражал ему табачный фабрикант Яков Кушнарев. — Был в столице, живал там помногу, но чтобы на велосипеде по делам — не видал.
— Я тоже не видал. — поддерживал его цементный фабрикант Шушпанов.
Когда мнения гласных разделились, Ткачев вынул из рукава последний козырь:
— Хватит, господа, позориться перед Россией и Европой. Или опять повторим «тургеневский инцидент»?…
Речь шла о случае, о котором написали все российские газеты: улица, где располагались «дома с красными фонарями», была названа в честь создателя образов чистых — тургеневских — девушек. Понадобились несколько лет, чтобы ростовские думцы переименовали Тургеневскую в Сенную (нынче улица Горького). А Тургеневской назвали бывшую Полицейскую, это имя она носит и сейчас.

Хочешь ездить — плати

Аргумент подействовал, езду на велосипедах разрешили. Правда, правила для такой езды должны были сочинить сами велосипедисты.
Каждый из них должен был получить именное разрешение от думы и следовать утвержденным правилам. Самое пикантное из них регламентировало их отношение с лошадьми. В случае беспокойства лошади велосипедист должен был остановиться, сойти с велосипеда и заслонить его собой от испуганного животного. В пользу города участники такого движения должны были платить в год по три рубля. Все велосипедисты должны были позади седла прикреплять выданные им «нумерные знаки».

Циклодром

Известным ростовским меценатом, табачным фабрикантом Владимиром Асмоловым на территории своего имения (а располагалось оно хоть на краю тогдашнего города, но рядом с главной улицей — Большой Садовой) был построен циклодром — место для велосипедных гонок, как бы сейчас сказали, велотрек. Десять кругов на нем ровнялось трем верстам.
Реклама сообщала, что находился циклодром «напротив сада «Палермо». Надо ли говорить, какой восторг вызывали велосипедисты у девиц одноименного с садом кафешантана, особенно, если учесть, что некоторые спортсмены продолжали, несмотря на запрет, одеваться в трико телесного цвета?!…
Местные журналисты метали громы и молнии. Один из публицистов разразился на полосе «Приазовского края» следующим монологом: «… В наш век все измельчало, и места героев науки, мысли, в конце концов, войны заняли велосипедисты. Нынче ногами можно сделать карьеру. И велосипедист, взявший приз Ростов — Самбек, желанный гость в каждом доме, своего рода знаменитость, лучший и завидный жених…»

Другой уровень

Велосипедный ажиотаж в Ростове быстро вышел за пределы циклодрома. Велосипедисты гоняли по улицам, настраивая против себя городовых, обывателей, извозчиков и собак.
Уже тогда возникло общество велотуристов. Из пикантных подробностей: справочник 1912 года «Ростов и Нахичевань-на-Дону» сообщает о существовании в городе отделения общества велосипедистов «Унион» . Его собрания проходили в Ростовском клубе под председательством… Ю. А. Шумахера. Отделение устраивало показательные платные велозаезды.
Гражданская война лишь ненадолго прервала увлечение велосипедом. Сразу после окончания военных действий по Ростову не просто вновь помчались велосипедисты, но и соревнования вышли на другой уровень. Первые состязания были проведены на праздниках всеобуча в 1921 году, затем на Олимпиаде Северо-Кавказского военного округа и юго-востока России. Они входили в состав краевых (Ростовская область входила тогда в состав Северо-Кавказского края) праздников физкультуры в 1924, 1927 и 1928 годах. Но это уже совсем другая история.

Яндекс.Метрика