Александр Хант: «Хочешь снимать кино? Иди и снимай»

Режиссер фильма «Межсезонье» Александр Хант

В Ростове-на-Дону, как и по всей России, прошла премьера российского кинофильма «Межсезонье», снятого режиссером Александром Хантом. На встрече с творческой группой в Ростовском филиале ВГИК выяснилось, что бюджет фильма был почти нулевым (немногим более миллиона рублей были собраны на Planetа.ru), но «прирастал по дороге».

Хант Александр Владимирович — российский кинорежиссер, наиболее известен как автор фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», благодаря которой стал лауреатом премии «Ника-2018» в номинации «Открытие года». Картина также взяла Гран-при на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Как родилась идея

Сам Александр Хант уточнил, что история, которая легла в основу сюжета фильма, получила большой резонанс в соцсетях. Подростки — парень с девушкой сбежали из своих семей и закрылись в квартире отчима девушки. Когда за ней пришли мама с бабушкой, парень выстрелил, естественно, ни в кого не попав, из оказавшегося в квартире пневматического пистолета. Родители вызвали полицию, и герой (на свою голову!) выстрелил по полицейской машине. Полицейские, не дав себе труд разобраться в ситуации, пошли на штурм. Парень и девушка покончили с собой.

Эта история полного непонимания друг друга не давала мне покоя, признался режиссер. В итоге родился сценарий, где Александр решил стать «голосом своих героев» и показать взрослым, что происходит с их детьми. Интересным было мнение и продюсера картины Максима Добромыслова, который заявил, что для него картина и о том, что «взрослые тоже люди», и детям стоило бы призадуматься о том, что окружающие должны внимать не только их бедам, но и они должны приложить усилия для понимания своих родителей.

«Откуда деньги, Зин?»

Как часто звучит эта фраза: «Нет денег…» в качестве оправдания бездействия. Съемки кинофильма — процесс более чем затратный. Заявка вместе со сценарием «Межсезонья» была подана на поддерживающую кинематографистов госорганизацию, одобрена и … поставлена в очередь. А это означало, что деньги дадут, но неизвестно когда.

Режиссер обратился к методу краудфандинга на платформе Planeta.ru. На производство фильма, о котором было рассказано, «сбросились» около 3,5 тысяч человек, в итоге были собраны более 1,5 млн рублей. Знающие люди улыбнутся этим «крохам». Но, тем не менее, съемки фильма решено было начать, честно рассказав съемочной группе о сложившейся ситуации.

Платили за работу тем, кому не могли не платить — художнику, например: кстати, на премьере в Лондоне удивлялись роскошным декорациям. Платили за аренду квартиры в Екатеринбурге, где проживали вместе 13 (!) членов съемочной группы, в которой и проходили съемки. Исполнительница главной роли фильма в конце концов не выдержала, заявив, что в такой обстановке жить нельзя, и ушла жить … на балкон, где и ночевала все шесть съемочных месяцев.

Техника и пленка

— Принципиально ли для вас использование пленки? — спросили у Ханта. Режиссер, примеривший на себя чуть ли не все кинопрофессии (за плечами — операторский факультет СпбГУКиТ и режиссерский факультет ВГИКа плюс работа от рабочего на киноплощадке до второго режиссера), за пленку принципиально, ибо считает, что «цифра» часто не передает все нюансы света. Но где ее брать-то сегодня, пленку, когда все снимают на «цифру»?

А вот тут вступает в действие то, что называется нетворкингом, хотя именно это слово и произнесено не было. Речь о том, что сложные задачи решаются человеком при помощи друзей и знакомых.
Выяснилось, что в холодильнике у известного продюсера и режиссера Валерия Тодоровского хранятся пять км пленки Kodak, потом нашлась и пленка Свема, которую сегодня не производят.

Пленка-то нашлась, но снимать-то надо на чем-то. Опять пошли в ход связи и знакомства, и на Свердловской киностудии (напомним, что съемки шли в Екатеринбурге, где, как выяснилось, вообще снимать в десятки раз дешевле, чем в Москве) обнаружились приобретенные прямо перед «цифровой революцией в кино» пленочные камеры. Они были даже не распакованы и даже масло пришлось с них удалять. Надо ли говорить, что за полгода их, что называется, затерли до дыр?!

Кастинг

Социальные сети не только выдали сюжет, задевший режиссера за живое и в итоге выродившийся в сценарий, но и помогли провести отбор исполнителей.

В группу фильма режиссер выложил предложение заявить о своем желании сниматься в «Межсезонье», о котором уже в соцсетях знали, на что получил 11 тысяч анкет. «Честно прочел все!» — признался Александр Владимирович и отобранным ребятам отослал задание, содержащее 15 вопросов. Потом многие моменты личных историй вошли в фильм и, по словам режиссера, «стали его почвой». Около 40 человек были приглашены на личные пробы.

Игорь Иванов, исполнитель главной роли, смеясь, рассказал, что вообще пришел на пробы на костылях.

Кстати, в этой группе режиссер советовался с подростками насчет саунд-трека фильма. С авторами выбранных треков опять же договаривались, для них будет организован спецпоказ «Межсезонья».
Кстати, среди студентов Ростовского филиала ВГИК, присутствующих на встрече, оказались те, чьи анкеты были среди тех 11 тысяч, которые изучал режиссер. В финале встречи режиссер с продюсером торжественно вручили им сувениры — майки с логотипом фильма.

И опять про финансы

По словам продюсера Максима Добромыслова, в производство фильма «втягивали» кого только могли. Так, по приезду в Екатеринбург участники съемок прозвонили всем «крутым» местным pr-агентствам с предложением поучаствовать в продвижении фильма, опять же честно признавшись, что денег нет.

И те пришли и работали бесплатно! Максим объясняет это тем, что всем хочется приобщиться к работе в большом кино. Тоже было и с приобретением «крутого» автомобиля в местном автосалоне, и с другими организациями. Словом, бюджет фильма обрастал суммами, складывающимися из скидок (сэкономленный рубль — рубль заработанный), уступок, работы бесплатных помощников. В итоге из всего этого сложилась сумма в 70 млн рублей, и она еще не окончательная. Словом, «деньги приходят в пути», и в этом с Максимом трудно не согласиться.

Насчет того, где брать все-таки деньги для съемок? — советы, кстати, актуальные для воплощения в жизнь любого проекта. А это, прежде всего, подача заявок на гранты, далее обращение к НКО и любым компаниям, поддерживающим культурные инициативы. Следующий способ — прямой маркетинг: прозвон 10 тысяч потенциальных спонсоров, деньги, возможно, даст один. Развивать в себе умение договариваться, решая вопросы, не платя. В продолжение этой темы — не стесняться приглашать сниматься «звезд», которые на интересные предложения откликаются. Пример — тот же Серебряков, снявшийся бесплатно в фильме «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», о чем теперь говорят все.

А насчет «Межсезонья» — продолжение будет: о проблемах уже вполне взрослых 20-26 летних. Что ж, ожидаем.

Читайте также...

Яндекс.Метрика