Найти работу в цифровую эпоху

Василий Лыманюк свое место в жизни нашел, а теперь хочет помочь другим

Как чувствуют себя на рынке труда сегодня, в цифровую эпоху, те, кого принято называть социально-уязвимыми группами населения? Легко ли найти работу молодому инвалиду? Есть ли пропуск в цифровые профессии мамочкам, выходящим из отпуска по уходу за ребенком, несколько лет занимавшимся только мужем и детьми? А безработным? Автор этих строк попробовала разобраться с этой темой, выслушав людей успешных и тех, кто призван им помочь в трудоустройстве.

Премудрости с квотой

Одной из ключевых проблем рынка труда является трудоустройство инвалидов, а молодых людей с инвалидностью — тем более. И вроде бы приняты соответствующие нормативные акты, прежде всего, закон областной, говорящий о квоте рабочих мест для инвалидов в 3%, есть и программа «Сопровождение инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействии в последующем трудоустройстве», а также в 2021 году принят регламент, регулирующий взаимодействие минобра, служб занятости и органов местного самоуправления при трудоустройстве инвалидов.
Но согласно статистике из 161 тысячи инвалидов трудоспособного возраста Ростовской области работают менее 50 тысяч. Эти цифры привела на круглом столе в Новочеркасске замначальника управления областной службы занятости населения Наталья Поволяева.
По ее же словам, в июле 2022 года квотированные места были заняты 10095 инвалидами из предоставленных работодателями 14159 рабочих мест. Молодые же инвалиды занимали лишь 2% от указанного квотированного количества.
Председатель комиссии по социальной политике Молодежного парламента при ЗСРО Василий Лыманюк считает, что проблема реализации закона о квотах в том, что работодатели «мудрят» с квотированными местами. Ну разве можно предлагать инвалиду место… тракториста? Или указывать обязательный для трудоустройства опыт работы в два-три года?..
Тем же выпускникам Новочеркасского технологического техникума-интерната, где обучаются ребята-инвалиды со всей области, при выпуске где взять этот опыт работы?

Неординарный пример — но все-таки пример

Сам Василий Лыманюк, инвалид второй группы, выпускник упомянутого технологического техникума-интерната, хороший пример того, как желающий работать молодой инвалид находит любимую работу. По профессии он — программист, устроиться на работу в «Почту России» в Новочеркасске ему помогла знакомая, работающая заведующей одним из отделений: она порекомендовала Василия своему начальству. И рекомендовать было за что — молодой человек с детства любил компьютеры и занимался ими, во время учебы помогая друзьям решать возникающие проблемы с этой техникой. Так Василий попал в инженеры «Почты России» и проработал на этой должности три с половиной года, обслуживая все почтовые отделения Новочеркасска. Потому к предложениям Василия, владеющего, что называется, инсайдерской информацией по поводу трудоустройства молодых инвалидов — стоило бы прислушаться и работодателям, и законотворцам.
На дворе ХХI век и всеобщая информатизация, делится своими мыслями Василий, что должно подвигнуть работодателей создавать места «на удаленке». Среди выпускников того же Новочеркасского технологического техникума-интерната есть не только программисты, но и дизайнеры, и бухгалтеры, работающие с программами — и всю эту работу можно делать вовсе не находясь в офисе, что не будет обременять работодателя созданием рабочего места для инвалида.
Сегодня даже многим инвалидам первой группы вовсе не чужды информационные технологии. По словам Елены Гарбузовой, директора Новочеркасского технологического техникума-интерната, это учебное заведение не может отказать в приеме ребятам с любой нозологией, потому здесь принимают учиться всех. В большинстве своем ребята-инвалиды первой группы учатся дистанционно.
В 2014–2015 годах центры занятости населения субсидировали создание рабочих мест для инвалидов. Однако речь шла о работе в течение года, но этого мало. Речь должна идти о 3–5 годах, уверен Василий. Сегодня существует иная мера поддержки работодателя, взявшего на работу инвалида: субсидирование части его зарплаты в течение трех месяцев. Но и этого мало. Нужны новые законодательные акты. «Но, — считает председатель комитета по молодежной политике Законодательного собрания области Ирина Жукова, — может быть, помимо законодательной базы нужна и огромная любовь к людям, и горячее желание помочь людям с ограниченными возможностями здоровья?!»

Ответ работодателей

А вот что предлагает Максим Нестеренко, возглавляющий гуковское отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», считающий, что любовь, конечно, хорошо, но экономические стимулы — еще лучше. Все-таки необходимы субсидии на создание рабочих мест для инвалидов, особенно в малых городах и территориях, называемых депрессивными. Необходимо и создание реестра социально ориентированных предприятий (10% трудоустроенных инвалидов от общего числа работников) с тем, чтобы те могли рассчитывать на льготные займы. Уменьшение страховых взносов на зарплаты инвалидов — это уже мера федерального уровня. И, конечно, важна информационная и агитационная работа приема о приеме на работу инвалидов.
— Современный бизнес, — заявил Максим, — думает не только о прибыли, но и о своей социальной миссии.
Судя по всему, многое из предложенного найдет свое место в проекте Трехстороннего соглашения, которое в очередной раз в октябре подпишут правительство области, профсоюзы и Союз работодателей Ростовской области.

Учатся все

В настоящее время IT-специалисты востребованы как никогда, причем всех уровней
практически на всех предприятиях и организациях. Потому учатся и переобучаются востребованным профессиям самые разные категории граждан. И на производства приходят не только вчерашние студенты.
Как сообщили «Молоту» в управлении государственной службы занятости населения Ростовской области, по состоянию на 22 августа 2022 года в рамках нацпроекта «Демография» приступили к обучению в IT-сфере 335 граждан. В их числе 106 безработных, 58 женщин с детьми дошкольного возраста, 72 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, люди предпенсионного возраста, а также старше 50 лет — 76 человек, работники, находящиеся под риском увольнения — 7 человек, а также 16 молодых человек в возрасте до 35 лет.
Всего по Ростовской области поданы более двух тысяч заявлений на прохождение обучения в IT сфере. Отрадное явление — практически во всех муниципалитетах региона востребована учеба по IT-специальностях людьми всех возрастов. Так, в Константиновском районе прошли обучение по программе «Использование Smart-технологии в начальном образовании (по стандартам Ворлдскиллс) девять человек предпенсионного возраста.
В Пролетарском районе трое безработных получили знания по таким компетенциям, как «UI-дизайнер» и один человек освоил основы профессии «1С программист».

Мамочки выучились

Не так давно Наталья Петрова перед выходом из отпуска по уходу за ребенком освоила незнакомую прежде ей интерактивную доску

Таганроженка Елизавета Викторовна 35 лет, находясь в отпуске по уходу за ребенком по достижению им возраста трех лет обучалась по программе повышения квалификации «Цифровые технологии в работе педагога».
После ковида и дистанционного обучения мы все поняли, рассказывает педагог, что недостаточно компетентны в цифровой среде. И когда появилась возможность поучиться, причем бесплатно, она подала заявку. Учеба в Национальном исследовательском Томском госуниверситете дистанционно продолжалась месяц. Объем полученной информации огромный, призналась женщина: на занятиях лектор пошагово разбирал возможности программ и всех цифровых платформ. Теперь, говорит Елизавета Викторовна, если нужно будет перейти на дистанционное обучение, она сделает это легко и свободно. Полученной информацией она собирается поделиться с коллегами.
32-хлетняя Дарья Владимировна из поселка Гигант Сальского района, имеющая среднее профессиональное образование, воспитывает восемь несовершеннолетних детей. На момент начала учебы она работала только «мамой». «Мой мозг устал бездельничать, — призналась женщина. Я не могу выйти на работу, я должна быть дома, это моя основная работа. А я люблю учиться, и удаленный формат учебы для меня — самое то, что нужно». После обучения в Национальном исследовательском Томском госуниверситете она зарегистрировалась как самозанятая — также через Сеть: в соответствующее приложение Дарья внесла свои данные из Пенсфонда и теперь там же показывает зарплату, платя при этом налоги.
Что касается работы (а училась она по программе «Контент-менеджер социальных сетей (базовый курс)», то сегодня Дарья ведет два сообщества в WhatsApp, помогая наполнять их страницы, также пишет для одного из телеграм-каналов и работает куратором в сообществе «Московское долголетие».
И еще одна история. Безработная мама Юлия Николаевна (39 лет), проживающая в городе Новошахтинск, уволилась с предыдущего места работы в ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» из-за неподходящего графика, где работала оператором. Ранее отношения к IT-технологиям она не имела, но решила поучиться, так как эти знания сегодня востребованы: при этом можно работать из дома, тем более что у нее маленький ребенок, к садику, как выяснилось, не очень адаптируемый. Вот и нужна была профессия, которая позволяла бы работать из дома.
Получив дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации «Менеджер по работе с маркетплейсами Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет» в ООО «Вектор-М», в чем ей помог федеральный оператор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» женщина зарегистрировалась как самозанятая. Она хотела и сама поработать с маркетплейсами, но после учебы поняла, сколько в этой работе имеется подводных камней (та же сертификация товара обходится дорого), о которых она не знала.
Понятно, что женщины получили некие первичные знания в IT-сфере и стали тем, кого на производствах называют «линейным персоналом». Но баннер на Госуслугах «Получи цифровую профессию» появился не случайно, поскольку сегодня таких работников требуется великое множество.

Читайте также...

Яндекс.Метрика