100 мест: путешествие по городу, которого – нет

 

Нахичевань-на-Дону

Один из сохранившихся особняков Нахичевани-на-Дону

Этот город вошел в черту Ростова на рубеже 20 – 30-х годов ХХ века. Уже, кажется, ничего не должно напоминать о его существовании: четыре мощных штурма Ростова во время Второй Мировой просто обязаны были стереть с лица земли следы былого расцвета. Под многочисленные безликие многоэтажки на рубеже ХХ и ХХI веков также постарались потщательнее расчистить места. И все-таки они существуют, эти приметы прошлого. Главное, путешествуя по городу, которого нет, не смотреть себе под ноги. И тогда Нахичевань-на-Дону откроет внимательному путнику кое-что из своей богатой истории.

С одной из дверей на 1-ой Майской на вас грустно посмотрит лев. Рука мастера вырезала этого зверя с печальными глазами еще в ХIХ веке, а хозяева на протяжении десятилетий тщательно охраняли его изображение. А вот на зеленой двери дома на 16 линии ручка изогнулась подобием змеи. Мелочь – а приятно потрогать медь, к которой прикасаются уже более двух веков! Поневоле задумаешься о вечности…

А на одном из углов 15 линии на доме цвета бордо можно увидеть стилизованное изображение Медузы Горгоны. И дом-то не простой: здесь родился и вырос Григорий Бояджиев, известнейший театральный критик ХХ века.

С театром много связано в старой Нахичевани. Само здание Ново-Нахичеванского театра (ныне он, пережив многие метаморфозы — Ростовский Молодежный) было построено на пожертвования меценатов, желавших процветания родному городу. На его сцене в ХIХ веке блистал великий Петрос Адамян. Здесь же летали по залу листовки на представлении пьес Горького в начале ХХ века. Приметы увлечения театром владельцев небольших, но крепких одно-двухэтажных зданий Нахичевани до сих пор – на их фасадах. 9 линия, дом 5а. Поднимешь голову и отшатнешься от той экспрессии, с которой глядит на прохожих врезанная в угол здания театральная маска. На втором углу дома ее двойник почти разрушен, подвержено действию времени и это изображение. Однако до сих пор эти искривленный рот, прикрытые глаза и необычный головной убор производят сильное впечатление.

Но Нахичевань (единственный город, поменявший в своем названии пол с мужского в ХIХ веке на женский – в ХХ) это, прежде всего, город купцов и ремесленников. О последнем напоминают многочисленные изящные узоры, вырезанные на карнизах домов. Это так свойственные южным народам растительные орнаменты, элементы которых потом будут характерны для стиля, получившего название «южно-русский модерн». А о купеческом прошлом призваны напомнить головки Гермеса, покровителя странников и торгующих. Но какие они необычные на нахичеванских домах! 17 линия, дом 1: вроде все, что положено, у этого Гермеса есть – и, прежде всего, крылышки на шлеме. Но какие хитрющие у него глаза с явно восточным разрезом! А есть и другие Гермесы, которых можно увидеть на здании Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры. Одна студентка архитектурного вуза определила их как «путти, притворившиеся гермесами», имея в виду тех пухленьких мальчишек с крылышками, которых также достаточно на барельефах домов в этом городе.

Словом, пока еще город реальный не превратился в своего виртуального двойника, о котором можно будет узнать только из книг, вперед, читатель! У тебя еще есть возможность увидеть многое своими глазами. По крайней мере, будет о чем рассказывать внукам.

Читайте также...

Яндекс.Метрика