Про жизнь и смерть Федора Михайловича
Ростовский театр «Линии» представил спектакль с несколько странным названием: «Житие Ф.М. и А.П. «Жаркое ковидное лето». Автор пьесы Ярослава Пулинович глазами пса — умирающего любимца преподавателя Алевтины Павловны — наблюдает отношения «отцов и детей» в ее семье.
В Год семьи эта тема более чем актуальна. Постановщик пьесы, режиссер Павел Зобнин, роль пса по имени Федор Михайлович (сразу видно, что его хозяйка имеет отношение к филологии) поручил заслуженному артисту России Николаю Ханжарову — и попал в яблочко. Сначала и не поймешь, что за странная фигура в порванной шубе бродит по сцене. Но его отстраненность от людей даже во внешнем виде дает возможность проанализировать семейные отношения в эпоху ковида, хотя понятно, что складывались они годами и десятилетиями.
Стоит ли преступать личные границы женщины за 30, даже если ты ее мать? И стоит ли Маше, желая, естественно, только добра своей дочери, самой преступать личные границы 13-летнего подростка? И сумеет ли подросток разобраться в собственных чувствах, не задевая при этом чувств родных людей?
Все три исполнительницы хороши, каждая на своем месте: и Алевтина Павловна (заслуженная артистка России Ольга Щелокова) с единственным понимающим ее существом — псом, для которого она готова пойти на все; и дочка Маша (Иллона Огир), постоянно самосовершенствующаяся, но проваливающая, по ее словам, жизненный тест; и Даша, внучка А.П., с уже привычными сегодня разноцветными прядями волос, странновато смотрящимися из-под бейсболки.
Почему в жаркое ковидное лето они смогут хоть как-то понять друг друга только в провальных жизненных моментах? И почему как поддержка чувствуется только наличие пса возле персонажа, а не присутствие рядом и участие родного члена семьи? Почему А.П. приказала себе забыть влюбленного в нее студента, а он, нынешний риелтор (Роман Меринов), сделать этого не может?..
На все эти вопросы режиссер предлагает искать ответы зрителю. Пес уходит по радуге, а люди остаются со своими проблемами, которые им предстоит решать самим. Сценография Никиты Сазонова дает прекрасный образ этой неустойчивости и неопределенности: минималистские декорации запоминаются покосившимся старым книжным шкафом, стоящим посредине сцены на подпорках.