Каренины. В лабиринтах памяти

Алексей Каренин — з.а.РФ Сергей Герт, Анна — Анастасия Карпенко

В Таганрогском Ордена «Знак Почета» драматическом театре имени А.П.Чехова очередной Международный театральный фестиваль имени великого земляка таганрожцев открылся официальной премьерой спектакля «Каренины. Лабиринты памяти». Режиссер-постановщик версии этого хрестоматийного романа русской литературы — Анна Фекета.


Уж сколько было версий этого известнейшего произведения — театральных и кинематографических! И кто из известных актрис не «засветился» (или мечтал «засветиться») в роли несчастной Анны?! Но, по словам Анны Фекеты, миссия театра не в том, чтобы иллюстрировать текст пьесы или романа, поставив слово в слово, как написано в книге. Миссия театра в том, чтобы задавать вопросы и отвечать на них, открывая новые пласты и смыслы«.

Новое прочтение романа предложено зрителям в его сценической версии, авторами которой выступили сама режиссер и Ольга Головкова. Как заявили авторы, в центре их внимания оказался человек, наиболее всего пострадавший от происшедших событий — Сережа Каренин, сын Анны. Спустя много лет после произошедших событий Сергей Каренин (Алексей Алексеев) оказывается в кабинете психотерапевта, вместе с которой (Ирина Володина) пытается разобраться, как ему жить (если — жить!) дальше. Память человека избирательна, она порой преподносит прошедшие события совсем не так, как все было на самом деле. Не остывшие в течение прошедших десятилетий обиды рисуют реальность такой, какой ее воспринимал маленький человечек и какую за настоящее принимает уже вполне созревший мужчина.

Что с этим делать? Как может состояться исцеление от обид и горечи прошлого? Что вылечит нашего героя? Об этом — спектакль, почти три часа которого пролетели как одно мгновенье для переполненного зрительного зала. А если по «гамбургскому счету» он — о семейных ценностях: тех самых, которые помогли удержаться вместе Стиве (Артем Лопатин) и Долли (Мария Воскресенская) Облонским, найти друг друга Кити Щербатской (Дарья Морева) и Константину Левину (Денис Иванов), которые в финале соберутся за праздничным столом.
Не будет среди них Анны (Анастасия Карпенко), так внезапно пораженной страстью и не удержавшейся на краю этой пропасти.

Все исполнители играют на грани срыва, а когда чувства уж совсем зашкаливают, немногие, но пронзительные толстовские слова переходят в танец (музыка Дмитрия Бедунова), в котором страсти героев находят свое выражение в судорожных, и в то же время прекрасных движениях.

Отдельно стоит отметить художника-постановщика Александра Неделько, укутавшего все предметы на сцене в темный пластик, от чего все пространство спектакля ассоциируется с темными лабиринтами памяти. Белым и ярким до рези в глазах остается лишь кабинетик психотерапевта. Но это лишь для Сергея — пространство исцеления, а для оказавшейся там Анны эшафот, с которого она падет в открывшуюся дверь навстречу фейерверку красного конфетти и движущимся огням пресловутого паровоза. Столь просто и в то же время необыкновенно эмоционально решила режиссер с художником сложнейший эпизод гибели Анны.

Без сомнений, зрители увидели один из лучших спектаклей наступившего сезона. И как жаль, что его не увидели другие участники фестиваля, увы, приезжающие для участия в этом театральном форуме всего на день-два.

Читайте также...

Яндекс.Метрика