Мастер акварели — и не только

Ростовской областной музей изобразительных искусств отмечает 110-ю годовщину со дня рожденья классика донской живописи — живописца и педагога Виктора Григорьевича Леня. Небольшая выставка его акварелей, занявшая один зал, говорит о непревзойденном мастерстве, тонком чувстве цвета и композиции Мастера.

Искусство Виктора Леня принадлежит ХХ веку, но, по словам Антонины Нарыжной, замдиректора музея по научной работе, чтобы не говорили об этом времени, родившее в нем искусство вписало яркую, неповторимую страницу в культуру России. Несмотря на обстоятельства, это искусство высочайших идеалов, оно обращается к тому лучшему, что есть в каждом человеке — честности. Его создавали люди, прошедшие войну, потому особенно во второй половине века ценилась самоотдача в творчестве, искренность, трудолюбию и благородству.

Долгие годы работавшая директором Ростовского художественного училища имени М.Б.Грекова Галина Скопцова вспоминала на церемонии открытия выставки, что Виктору Григорьевичу повезло с учителями. В знаменитой «грековке» его педагогом был прекрасный мастер акварели и офорта, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР, главный редактор ростовского издательства Александр Мытников (1890 — 1960), создавший в начале 1920-х логотип «Молота». В Московском художественном институте имени В. И. Сурикова он был студентом в мастерской Сергея Герасимова, Александра Лентулова.

О поступлении в это учебное заведение 13-ти выпускников «Грековки» (Виктор Лень был среди них) стоит сказать особо. Из них семеро поступили с высочайшими баллами, что сопровождалось словами Игоря Грабаря: «Как же хорошо вас учат в Ростове-на-Дону!»

Лень как художник обратил на себя внимание своей персональной студенческой выставкой еще в институте, предъявив этюды, написанные в Средней Азии. В фондах музея — две картины, написанные по этим этюдам: «Бухара» и «Чайхана в Самарканде». Они представлены на выставке. Зрителям и сегодня видят в них особую гармонию поэтического восприятия и цветовых отношений Востока.

В.Лень. В долине Домбая

Среди представленных в зале РОМИИ более 40 произведений Виктора Леня — пейзажи в технике акварели, написанные на донских просторах, во время путешествий по Крыму, по Болгарии. К Волге у Леня было отношение особое: недаром, вспоминала завотделом донского искусства РОМИИ Галина Головкина о названии дипломной работы мастера — «Горький и Волга». Как известно, в Ростове Горький побывал тоже, работы Леня, изображающие писателя на Сельмаше, в ростовском порту оказались слишком велики для нынешней камерной выставки, но и во многих ростовских городских пейзажах проскальзывают отзвуки тех, горьковских лет.

Искусствовед Ирина Гуржиева обратила внимание зрителей на портрет ростовского грузчика: изображенную в темных тонах и красках фигуру сидящего мужчины прекрасно «подает» светлый фон. Так мастерски — словно солнечный свет — выглядит выбранная для портрета бумага светло-желтого цвета.

А как хороши яркие, сочные городские пейзажи того же болгарского Пловдива, каким запоминающимся карминово-красным цветом отливают крыши его кварталов.

Сотрудники музея вспоминали, что в 1960 году в Ростове—на—Дону был создан «Агитплакат Дона», организатором которого и его бессменным редактором был Виктор Лень. По красочности и злободневности это творческое объединение считалось третьим в стране после таких же в Москве и тогдашнем Ленинграде.

Лень одним из первых донских художников получил звание заслуженного художника РСФСР. Он много лет преподавал в училище, которое закончил сам, воспитав плеяду известных донских мастеров.

Читайте также...

Яндекс.Метрика