Вызовы времени — в возможности развития
По словам председателя ЗСРО Александра Ищенко, каждый четвертый рубль облбюджета идет в систему образования. Но она развивается, и Александр Валентинович считает обеспечение доступности современных детских садов и школ по месту жительства главной задачей.
Знать, куда движемся
Для ее выполнения работа должна вестись по четырем направлениям: развитие инфраструктуры, достойное содержание существующих учреждений, материально-техническое оснащение процесса образования, кадровая обеспеченность.
Выступившая на Правительственном часе заседания ЗСРО министр общего и профессионального образования Тамара Шевченко ключевым инструментом выполнения названной задачи считает кластеризацию образования. Она связана с изменением демографической ситуации, которая в городах и на селе разная. И если в городах наполняемость школ порой зашкаливает за нормы, то в сельской местности часто наблюдается наличие свободных мест в школах.
По словам Светланы Мананкиной, первого зампредседателя ЗСРО — председателя комитета по образованию, возрастная структура подрастающего поколения через несколько лет изменится так: на 55-56 тысяч уменьшится число детей дошкольного и школьного возрастов, но на 37 тысяч возрастет число студентов учреждений СПО.
И поправить положение с учреждениями образования призвана помочь кластеризация, а также появление модульных зданий, требующих для возведения гораздо меньших затрат.
Каковы они, кластеры
Тамара Шевченко назвала три модели кластерных образований.
Модель «школа-школа» предполагает объединение общеобразовательных организаций в образовательный комплекс. Базой станет школа с развитой методической службой и качественным кадровым составом, современной материально-технической базой.
Модель «школа-сад» будет использована при неполной загруженности обоих учреждений.
Третья модель «допобразование-базовая школа-СПО» — инфраструктурная оптимизация опять же в условиях неполной загруженности учреждений при предполагаемой вариативности профильного обучения.
К преимуществам кластеризации относятся интеграция кадровых ресурсов, улучшение образовательной инфраструктуры, повышение качества образования, снижение адаптационной нагрузки на учеников; к рискам — увеличение нагрузки на управленческий аппарат, сложность системы финансирования и сопротивление этим изменениям населения.
Светлана Мананкина напомнила и о проблемах среднего специального образования, в учреждения которого придут гораздо больше студентов, чем сегодня. Это и обветшалость зданий, 40 % из которых нуждаются в ремонте. Это и нерастущие оклады педагогического персонала, которые уже сейчас ниже МРОТ на 18 %.
Об осторожности и точном расчете итогов преобразований напомнил и губернатор Ростовской области Василий Голубев. По его словам, ситуацию с освободившимися зданиями «мы уже проходили». Так что, закладывая в систему сокращения сегодня, стоит подумать и о периоде, «когда мы начнем расти».
В России 40 % аварийных школьных зданий, нуждающихся в ремонте, в Южном федеральном округе их 19 %, в Ростовской области — 9 %, которые к 2030 году регион надеется привести в порядок.