Когда золото было не в цене…

Горшок представителей Доно-Донецкой катакомбной группы жителей

Нет нужды в очередной раз повторять, что все археологические экспедиции нынче спасательные. Вот и в Каменском районе сотрудники РРОО «Донское археологическое общество» исследовали территорию, где пройдет межпоселковый водопровод и появится ряд поселков.

Курганов оказалось больше

— Линия была довольно протяженная, — рассказал кандидат исторических наук, археолог Павел Ларенок, — так что были привлечены и коллеги из Воронежа. Нам досталась территория возле хутора Астахов. Но ситуация на месте оказалась немножко сложнее. Дело в том, что по нынешним требованиям мы должны исследовать не только сами памятники, но и их охранную зону. И вот когда мы стали вскрывать большие площади, то выяснилось, что курганов было больше.

Это, как выяснилось, связана с тем, что в советские времена проводились мелиоративные работы, связанные с очисткой источников, которые потом использовали для полива, и поля были выравнены техникой.

А жили-то дружно

80% открытых исследователями захоронений, а это около трех десятков, связаны с культурой эпохи средней бронзы, которую обычно называют катакомбной культурой — по способу погребения. Заключался он в следующем: делалась входная шахта в колодец, сбоку у дна ямы выкапывалась подземная камера, и там располагались сам погребенный и найденные археологами вещи.

Горшок, слепленный представителями катакомбников, пришедших из Воронежской области

Эту культуру подразделяют на территориальные варианты. Но Каменский район оказался перекрестком, где встретились представители вариантов разных — катакомбники с левого берега Дона в районе Маныча (о них говорит найденная курильница), Доно-Донецкая катакомбная группа (ее характеризует рисунок на горшке в виде свисающих треугольников, оттисков шнура, подковок), происходящая с территории Северского Донца и Дона. Самый большой горшок принесли с собой люди, проживающие в районе Воронежа. Вот так здесь слились три весьма своеобразные традиции этой эпохи.

Находки

Поднятые из захоронений горшки грубой выделки обожжены плохо — судя по всему, прямо в костре. Они довольно почтенного возраста — им по 4-4,5 тысячи лет. А рядом на столе в археологической лаборатории лежит навершие булавы, весьма тяжелая.

— Это символ власти, навершие сделано из мраморовидного известняка. — поясняет Павел Анатольевич. — От деревянной основы ничего не осталось. Рядом в катакомбе с этим символом власти находился один из горшков. То есть, до античной роскоши было еще далеко.

Навершие булавы

При этом обустройство катакомбной камеры сопровождалось многими действиями, о которых можно только догадываться по наличию следов. Это судя по отпечаткам какая-то циновка. Сам тростник перекрывался коричневым тленом, на котором лежал покойник: то есть, это были шкуры или какой-то кожаный коврик. Далее просматривался тлен одежды, на которой украшений найдено не было: в те тысячелетия о них еще представления не имели.

Сами могилы оказались неограбленными: грабить было попросту нечего. Но тогда были другие обычаи, связанные с переходом в другой мир и влиянием умерших на живущих. В ряде случаев эти катакомбы открывались и производились какие-то ритуальные действия, от которых часть скелета оказалась перемещенной. Скажем, голова положена к ногам. Скорее всего, затем, чтобы не посещал покойник здравствующих.

Или другой вариант: при том, что входной колодец был полностью завален камнем, и две массивные плиты закрывали вход в подземную камеру, половина скелета осталась в непотревоженном виде, другая половина была свалена в кучу под одну из стенок.

— То есть, — посмеивается Павел Анатольевич, — живые с покойником «разобрались» — но уже после его смерти.

На горизонте — эра всадничества

Бронзовый век был еще эпохой, когда основным транспортом были тяжелые повозки с колесами из цельного дерева. Это, говорит Павел Анатольевич, мы знаем по другим комплексам, в которых были обнаружены такие повозки. Одна из них экспонировалась в Ростовском областном музее краеведения. В качестве тягловых животных использовались быки. Есть ряд катакомб, заваленных бычьими головами, принесенными в честь покойника в жертву.

Но есть несколько захоронений, уточняет Павел Ларенок ,куда помещены черепа лошадей. То есть, наступает заря всадничества. Предпринимаются попытки одомашнивания лошадей и использования их как тягового животного. Буквально несколько столетий эту культуру отделяет от эпохи, когда появляются колесницы — влияние Ближнего Востока.

Но катакомбники пока твердо сидят на земле. Это еще архаичный мир. Но он интересен тем, что связи между разными группами людей уже начали устанавливаться. Более того, смешением людей с Маныча, Дона и Северского Донца и людей из нынешней Воронежской области образовалась некая общность, впитавшая в себя черты разных культур.

Замкнуты на себе

Как-то назвать их мы не можем, говорит Павел Ларенок, они не писали, не писали и их соседи. Греки научились писать, от них стало известно о скифах и сарматах. А здешние обитатели мало общались со своим окружением. И их посуда слеплена из местной глины.

Из захороненных в курганах на левом берегу реки Глубокой (притока Северского Донца) около трети — дети и подростки. То есть, смертность была большая, но сказать, отчего умирало подрастающее поколение, нельзя.

В катакомбной камере оставался воздух — агрессивная среда, плохо воздействующая на органические остатки.
Но встретились археологам и четыре кенотафа, то есть, обустроенных, как положено, но пустых захоронения.

Они появлялись в тех случаях, когда тело умершего не удавалось найти — и тем не менее требовалось, когда стало известно о его кончине, все необходимые обряды. Тогда и появлялся кенотаф. В одном из них во входном колодце лежали кости быка и шкура животного с нижними частями конечностей.

Следы есть — корни не просматриваются

Особую роль во всех захоронениях играли ритуальные минеральные краски — та же охра. В обнаруженных захоронениях она помещалась не на самого покойника, хотя были несколько обязательных мест, где она помещалась при погребальном обряде. Это стопы, лицо, колени.

Археологи столкнулись с тем, что в нашу эпоху перешло, наверно, из того мира — праздник Пасхи с окраской яиц, которые являются символом возрождения. В погребениях были обнаружены слепленные из охры ритуальные яйца. Это можно принять за символ того, что ушедший возродится. Так символика бронзового века перешла в христианство. Естественно, все эти корни уже утрачены, но связи не заметить нельзя. То есть символ возрождения остался тем же.

Курильница

Найденная в одном из погребений курильница содержала недогоревший остаток дерева. То есть, можно предположить, что покойник уходил в мир иной при свете огня.

Интересно и остатки содержания горшков. Это каша — скорее всего, из проса, культуры неприхотливой.

Ее сменят следующие зерновые культуры, но это будет уже поздний бронзовый век. Тогда и климат немножко изменится — станет более влажным. Настанет пора заниматься земледелием.

Следующая культура будет называться срубной — опять же по способам погребения.

Читайте также...

Яндекс.Метрика