Форма духов

Что только не выбрасывали в прежние времена?!…

Чего только не находят археологи, ведущие раскопки в донской столице?! Летом в раскопе на улице Всесоюзной (западная окраина Ростова) археолог Мария Завершинская подарила автору этих строк найденный в остатках бытового мусора прежних владельцев снесенного здания стеклянный флакончик из-под духов.
Маленькое стеклянное чудо так вдохновило автора этих строк, что пришлось обратиться за разъяснениями о нем к Людмиле Лисицыной, возглавляющей ростовский городской клуб «Любители парфюмерии». Он сейчас базируется в парке Горького в обсерватории.
Рассказ Людмилы Павловны оказался настолько интересен, что захотелось предложить его вниманию читателей «Живого Ростова».

Тара для душистого товара

Эксперт сразу определила возраст флакончика: по всем признакам, речь о которых впереди, он родом из 1940-х годов, а не из начала ХХ века, как предполагала автор этих строк.

— А вы знаете, что в России было несколько стекольных заводов специализировались на флаконах для парфюмерии. В начале ХХ века они выпускали такую продукцию, которая могла бы затмить французскую, — начала рассказ Людмила Павловна. — Даже завод в Гусь Хрустальном выпускал в свое время флаконы для духов.

И если помните, был такой Генрих Брокар, основатель одной из самых крупных и знаменитых российских парфюмерных фирм. Он вот что учудил в свое время: в российские флаконы налил французские духи, а во французскую тару — наши отечественные. И российские духи — те, что были во французских флаконах, оказались быстро проданы. Его уловка раскрылась буквально на следующий день. И сотрудники Брокара попросили покупателей вернуть флаконы с российскими духами. Однако их почти никто не принес обратно, потому что качество российских ароматов было очень хорошее. Недаром в 1900 году Брокар на Всемирной выставке в Париже получил Гран-при за свой цветочный одеколон. И это была не последняя его награда.

Без клейма

А вот кем произведен найденный флакончик — не определить: не ставились на произведенной в России таре для душистого товара ни клейма, ни фамилии, ни название аромата, к большому сожалению. Хотя сам Брокар очень ценил красивые флаконы: говорят, что некоторые небольшие их партии он заказывал у Фаберже.
Только коробочка все сведения «выдавала». Поэтому для коллекционеров иногда коробочка стоит дороже флакона. По французским меркам, 40% стоимости флакона заложены в общую стоимость духов. Остальные 60%— это стоимость его содержимого.

— Я и говорю, — продолжает рассказ Людмила Павловна, — что найденный флакончик — это конец 1940-х, наверное, годов, не раньше — когда наша промышленность решила удешевить парфюмерную продукцию.

Тогда появились железные и пластмассовые завинчивающиеся пробочки. Хотя поначалу все они у флаконов были притертые. Духи во флаконах с такими пробками и ценились больше потому, что со временем не выдыхались. Во Франции притертые пробки делались только вручную.

Были флаконы для духов и флаконы от духов — почувствуйте разницу. Женщины раньше ставили на туалетный столик флакон для духов, куда переливались купленные духи «на разлив». Флакон же от духов использовался один раз: его содержимым пользовались очень умеренно, то есть брали немного жидкости на пробочку и наносили за ушко.

Кадры «нюхачей»

Брокар в свое время вырастил двух парфюмеров. А потом эти два парфюмера на советской фабрике «Новая Заря», которая образовалась в 1925 году, начали выращивать свои кадры. В Советском Союзе было много женщин парфюмеров, а тогда в мире это было большой редкостью.

Во Франции у известного парфюмера Роберта Пиге была единственная женщина-парфюмер Жермена Селье, создавшая духи с названием «Бандит». Аромат появился в 1944 году в самый расцвет эпохи женской эмансипации и стал любимым парфюмом Лили Брик и Майи Плесецкой.

По словам Людмилы Лисицыной, парфюмер, чтобы его нос работал, не имеет права пользоваться какими-то резкими запахами, пить спиртные напитки. Но если вспомнить Эрнеста Бо (создателя «Шанель № 5»), то у него был свой подвал шампанского. Константин Веригин, его помощник, вспоминал, что один раз с семьями они как вошли в этот подвальчик, так и не смогли пешком уйти оттуда: пришлось вызывать такси, хотя жили они очень близко. Поэтому, может быть, в этих запретах — не полная правда. Ведь хороший парфюмер должен распознавать не менее двух тысяч запахов, а Бо был очень хорошим парфюмером.

Не только «пароходы и прочие дела»

— Когда я первый раз приехала в Париж, то узнала, что есть коллекционирование флаконов. С той поры я не могла выбрасывать красивые флаконы, — Людмила Павловна так увлеклась рассказом, что просто не остановить! — В Париже я и купила сумасшедший флакон, который посвящен императору Николаю Второму — пустой, естественно, но большой, массивный, очень красивый. Он сделан в виде двуглавого орла, и пробочка у него завинчивающаяся — в виде короны и на месте короны. Это был последний аромат, который создала английская фирма «Орлов». У нее были ароматы, посвященные разным правителям России, последний выпущен в 1912 году.

Знаменитая «Красная Москва» также разливалась в фирменные флаконы, одни из которых имели форму башен Кремля

Вот такие воспоминания о настоящем пласте культуры, связанном с парфюмерией, позволил поднять маленький флакончик изящной формы, извлеченный археологами из остатков бытового мусора.

Приказчикам, продающим продукцию российского парфюмерного «короля» Брокара, было велено обращать внимание покупателей-мужчин, выбирающих подарок дамам, на дорогие флаконы. Господа обычно хотели, чтобы подарок выглядел солидно, подороже.

Читайте также...

Яндекс.Метрика