От Пальмиры до Боспора

Игорь Лозинский и его модели

В историко-этнографическом музее Мясниковского района (село Чалтырь) открылась персональная выставка художника и архитектора Игоря Лозинского. Яркие работы мастера, а также его творческий путь, о котором рассказывает он сам, должны привлечь зрителей в галерею «Чалтырь» музея, где разместилась экспозиция.

Вот что Игорь Захарович рассказывает о себе:

— Я родился в городе Куйбышеве (ныне Самара) в 1964 году. С детства, сколько себя помню, я непрерывно рисовал, чему, видимо, способствовала моя мама, начавшая водить меня в музеи одновременно с тем, как я научился ходить, и отец, незаурядные способности которого к рисованию прорывались в виде весёлой игры с нами—мной и старшим братом Гришей.

По сути, становление меня как художника началось со встречи с моим первым учителем. Раутский Евгений Иванович вел в летнем пионерском лагере занятия в изостудии, которая, будучи по формату обычным кружком, казалась мне орденом посвященных в таинство искусства.
Как только я стал подходить по возрасту, то поступил в художественную школу: не отставать же от старшего брата. Знакомые запахи красок, ванна с глиной, рисунки, развешанные на стенах — всё это благодаря изостудии, которая на каждое лето становилась для меня вторым домом, казалось давно знакомым и родным

В 1980-м году я закончил художественную школу с отличием. В институте (Московский архитектурный институт), где тогда учились пять с половиной лет, высокий уровень базовой подготовки сделал учебу удивительно интересной и захватывающей. В 1989 году я защитил дипломный проект в МАРХИ по теме «Музей современного искусства», который занял первое место во Всесоюзном конкурсе архитектурных дипломных работ в разделе «проектирование общественных зданий».

Во время учёбы было несколько интереснейших загранпоездок—США, Греция, Польша, что благодаря перестройке, вдруг стало возможным. Совершенно не сомневаясь, что за границей всё гораздо лучше, чем у нас, мы действительно увидели много хорошего, чему стоит поучиться, но были обескуражены довольно низким уровнем художественных навыков студентов даже в известных американских университетах и топовых бюро. Как потом показала практика, выпускники МАРХИ оставались на высоте в разных обстоятельствах.

Перед поездками за границу, ещё одна командировка (а именно — служба в армии) на 2 года сразу после первого курса оставила свой отпечаток в жизни. Там тоже были свои учителя— от инструктора по укладке парашюта до политрука, только учили они немного другому и немного другим способом. Но самое интересное, что и оттуда я привез папки с набросками армейской жизни и окрестностей Пскова, где проходила служба.

Отдельно нужно сказать о Греции, где мы также оказались первый раз ещё студентами и были поражены любовью и радушием со стороны буквально всех, кого встречали. В Греции мои навыки портретиста оказались востребованы, поэтому, когда нам пришло приглашение посетить Грецию ещё раз и написать несколько портретов, я, не раздумывая, согласился и с семьёй отправился в неизвестность. Так и получилось, что с 1991 по 1994 годы я с семьёй жил и работал в Греции. С мастером, который меня позвал расписывать храмы, я познакомился на набережной, когда делал наброски с посетителей таверны. И, как бывало много раз до этого, оказалось, что невысокий, плотный и весёлый Лаки или полностью Триандафилос Кайас оказался ещё одним человеком, повлиявшим на мою жизнь, а работа в традиции византийской техники в каком то смысле — на понимание живописи в историческом контексте.

С 1995 по 2005 годы я работал в «Моспроекте-2», участвовал в проектировании многих объектов, в том числе, Храма Христа Спасителя, резиденции Патриарха, где знания об архитектуре и убранстве христианских храмов и других строений пришлись как нельзя кстати. Позднее уже самостоятельно мы приняли участие в росписях обоих этих объектов.

В 2006 году я отправился в самостоятельное плавание и организовал собственное архитектурное бюро «Мастерская Лозинский и партнёры» и художественную мастерскую монументальной живописи, которые продолжают работу по сей день. Мастерская реализовала множество архитектурных объектов, а также выполнила ряд произведений монументальной живописи.

После воссоединения Крыма с Россией в 2017 году администрация города Керчи пригласила мастерскую устроить архитектурно художественную выставку, посвящённую проектам в южных регионах страны и зарубежья. Там же поступила просьба от городских властей разработать проект реконструкции города, получивший впоследствии большой резонанс и признание жителей города. Проект позволил по-новому взглянуть на накопившиеся проблемы за советский и украинский периоды, но главное — обратил внимание на колоссальное историческое значение города—особенно в новых условиях.

Неожиданным продолжением истории стало предложение присоединиться к экспедиции в Пальмиру по приглашению министерства Сирийской Арабской республики. Цель экспедиции —определение возможности восстановления Арки Победы с помощью современных технологий. Обеспечение безопасности экспедиции, всех ее перемещений и проживания в расположении военной части лежало на Министерстве Обороны РФ. Экспедиция состояла из археологов, реставраторов, архитекторов, фотограмметристов, профессоров архитектурных вузов Москвы и Екатеринбурга. По результатам поездки совместно с Восточно-Крымским историко-культурным музеем-заповедником была проведена выставка «От Пальмиры до Боспора», на которой были представлены не только материалы, связанные непосредственно с Пальмирой, но и серия акварелей весеннего Дамаска и карандашных сюжетных зарисовок.

Сегодня я являюсь членом Московского союза художников, Союза московских архитекторов, профессором МАРХИ, членом-корреспондентом Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), членом Петровской академии наук и искусств по Московскому отделению (секция «Искусство»), лауреатом международных и всероссийских конкурсов, а также участником персональных и коллективных художественных и архитектурных выставок в России и за рубежом.

Читайте также...

Яндекс.Метрика