Особенный театр
В Новошахтинске уже долгие годы работает особенный театр, о котором знают немногие, но узнав, не перестают восхищаться его актерами, так как те являются людьми незрячими и слабовидящими.
Простому обывателю эта история покажется невероятной.
Однако, по словам Игоря Седова, председателя Новошахтинской местной организации Всероссийского общества слепых(ВОС), началась она давно — еще с 70х годов, когда в городе работало предприятие ВОС, появилось здание его клуба, где в полную силу начали работать кружки художественной самодеятельности. И в 1970х годах появился драматический кружок. С тех пор он постоянно работал.
Средство реабилитации
— Но как незрячие актеры работают на сцене — слышать-то они друг друга слышат, но как передвигаются?
Игорь Николаевич даже немного обижается: мол, многие думают, что инвалиды по зрению в чем-то ущербны. Тут пришлось растеряться автору этих строк: «Но разве это не так? Отсутствие зрения все-таки отнимает у человека некоторые возможности…»
— Так-то оно так, — соглашается Седов, — но отсутствие зрения не самый главный недостаток человека. Есть вещи, которые более серьезны. Допустим, нет рук, ног. Хотя и с этими недостатками люди живут и занимаются творчеством. То есть потеря зрения для человека — это не самый сильный недостаток. Конечно, есть и такие люди, которые, потеряв зрение, просто ничего не делают. Их надо водить за руку и так далее. Моя позиция другая. В нашей организации я как председатель отвечаю за всестороннюю реабилитацию.
Стало быть, театр может служить не только, как говаривал Гоголь, кафедрой, с которой можно сказать много добра, но и средством реабилитации?!.
— Конечно, — соглашается Игорь Николаевич и приводит пример Ольги Берюлиной. Молодая девушка потеряла зрение и замкнулась в себе. У нее была жуткая депрессия, и ему, будучи председателем организации ВОС, пришлось взять на себя такую функцию, как ее из этой депрессии вытаскивать: «Олечка, давай к нам на учебу, давай к нам в общество!» И ее таки «вытащили» в этот театральный коллектив.
Слышать друг друга
Дружеское участие, взаимопомощь — это, конечно, хорошо. Но сцена предъявляет к тому, кто на нее выходит, определенные требования. «Как, — спрашиваю Игоря Николаевича, — вы взаимодействуете другом с другом в спектаклях, на репетициях? Вы же не видите друг друга?».
— Но мы же слышим, — возражает многоопытный народный артист.
— Но разговор же на сцене идет не все время. Нужно передвигаться, соблюдать мизансцены, предложенные режиссером. Как это происходит? — опять же спрашиваю у Седова. — У вас есть какие-то микрофоны, наушники?
— Да нет, — отвечает тот. — Единственное, что нам помогает, — это расстеленный на сцене ковер. Это единственный наш ориентир на сцене, чтобы не уйти далеко, чтобы было какое-то ограничение для действия. А так ничем — ни наушниками, ни тростями и ничем другим мы не пользуемся. И тем не менее у людей нет впечатления, что на сцене работают незрячие.За это спасибо нашему режиссеру. Конечно, у нас тренинги проходят и по речи, и по движению, и дыхательные, и физические, чтобы можно было чувствовать себя свободным на сцене. И мы живем на сцене так же, как и в жизни.
Так родилось «Многоточие»
Сегодня клуба у Новошахтинской местной организации ВОС нет, помещение незрячим и слабовидящим для культурного досуга городская администрация выделила в Центре досуга и творчества. Члены организации его отремонтировали своими руками. Депутат Госдумы РФ Екатерина Стенякина помогла со световым оборудованием. Городская администрация после представления спектакля «Не покидай меня» по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева на сцене Новошахтинского драматического театра подарила медиапроектор.
А название ее — «Многоточие» — родилось так. В 2014 году студия поехала на фестиваль «Волгодонская весна», и в заявке вместо названия Оксана Второва, которая тогда была руководителем, поставила три точки: его тогда еще не придумали. Члены жюри на этом фестивале посчитали, что коллектив так и называется «Многоточие». Так родилось название особенного театра.
Театральная студия «Многоточие», ведущая отсчет своим годам от драмкружка, существует с 1978 года, с 2012го под руководством Оксаны Второвой обрела свое нынешнее название. С 2023 года коллектив возглавляет Эльхан Алекперов. Театральная студия «Многоточие» — участник и победитель многих областных и всероссийских фестивалей, лауреат I степени Седьмого фестиваля самодеятельного народного творчества инвалидов по зрению ВОС «Салют Победы» (2024). На I Всероссийском многожанровом фестивале-конкурсе театрального искусства «Тайна образа» в Тамбове (2023) награждена дипломом I степени в номинации «Видеопрезентация «Создание образа», дипломом II степени в номинации «Драматическое искусство и театральный костюм», Специальным дипломом в номинации «Творчество без границ».
Главное — внутренняя свобода
В особом театре с ососбенными артистами сегодня работает режиссер Эльхан Алекперов.
— Первую работу театра как таковую сделала Оксана Второва, а я ее доработал, это постановка пьесы Островского «Счастливый день», и в прошлом году мы впервые выехали на фестиваль, где были не только инвалиды, а именно любительские театры с обычными здоровыми людьми. Выступать там было очень почетно, так как отобрали всего семь коллективов из более чем 500 заявивших. Мы там заняли второе место. Для студии это был, конечно, настоящий прорыв на новый уровень.
— Но они же не профессиональные актеры, — спрашиваю. — Не говоря о том, что незрячие и слабовидящие. Как вы с ними работаете?
— У меня нет деления на профессионала и любителя. Потому что любитель может сыграть так, как не каждый профессионал сыграет, — отвечает Эльхан. — Но при этом разница в том, что второй раз любитель может не сыграть, как в первый, то есть у него нет техники, нет стабильности результата. Потому я работаю в двух основных направлениях — это энергетика и психология. Говорите, они незрячие, но вот Игорь Седов — он абсолютно слепой, но для него ориентация в пространстве на самом деле — это самое простое. А с остальными мы проводим тренинги, специальные разминки. Я разработал свою методику, которую называю тренингом внутренней свободы. Он направлен не столько на то, чтобы учить их правильно говорить, правильно двигаться, правильно что-то делать, а на раскрытие их внутреннего потенциала, который есть в любом человеке, не только в инвалиде.
— А как они запоминают мизансцены, как общаются друг с другом?
— У каждого есть свои методы, — отвечает Эльхан. — Скажем, Игорь свой текст набивает азбукой Брайля. То есть он руками может читать спокойно и благодаря опыту знает, что, как, где. У других — по-другому, кто-то им помогает, что-то мы учим прямо в студии. И мы больше работаем со смыслами. Да, они где-то могут чуть-чуть задержаться, не там выйти. Но когда они понимают, кто их персонаж, зачем они существуют на сцене, получается хороший результат. И в принципе это уже мало отличается от профессиональной работы с обычными актерами.
Театр «Многоточие» не «сидит» на месте: его пригласили выступить в Гуково. Послана заявка на Всероссийский театральный фестиваль Победы, где будут участвовать все крупнейшие театры, и любители — в том числе. Будем надеяться, что и особенный театр «Многоточие» из Новошахтинска — тоже.