Как ИИ подружился с СКЖД

Дмитрий Концевой

Появившиеся на донской земле более 160 лет назад железнодорожные магистрали слились в единый организм, который сегодня развивается, несмотря на санкции. О том, какие проекты уже внедрены, а какие реализуются в качестве пилотных, рассказал Дмитрий Концевой, начальник Северо-Кавказского центра инновационного развития СКЖД, созданного в апреле 2022 года.


— Мы занимаемся поиском внешних исполнителей, которые способны предложить определенные решения, повышающие наши технологические возможности, — рассказывает Дмитрий Александрович. — Есть и социальные проекты. Один из них внедрен на вокзале Ростов-Пригородный в 2024 году: это навигация для незрячих граждан. Приложение разработано Южным федеральным университетом под наш заказ.

С тростью и мобильником

Работает приложение так: человек подходит к вокзалу, и у него через Bluetooth в телефоне автоматически включается приложение с голосовым помощником. Он ведет пассажира по маршруту, подсказывая, что, допустим, через 2-3 метра откроется дверь в его сторону или о том, что через 5 шагов от него находится касса. То есть навигация разработана по всему зданию вокзала.

При выходе на перрон для пассажира проложен путь на каждую платформу с помощью специальных датчиков, которые передают сигнал на телефон. Посадке в поезд незрячему человеку помогает поездная бригада, которая оповещена приложением.

Приложение также подскажет незрячему человеку, сколько у него есть в распоряжении времени для похода, скажем, в туалет или для посещения буфета.
Воспользоваться этими возможностями пассажиры пока могут только на вокзале Ростов-Пригородный, но есть перспектива его распространить его и на другие вокзальные комплексы.

— В этом и смысл работ нашего центра, — уточняет Дмитрий, — что мы внедряем инновации, которые потом могут тиражироваться на всю сеть железных дорог.
Проект отмечен генеральным директором РЖД. Есть планы по его внедрению на крупных вокзалах городов Ростовской области и Краснодарского края, а также возможность применения этой программы навигации на московских вокзалах, которые находятся в ведении Центральной дирекции пассажирских обустройств.

Индор-навигация (внутри здания)

Получит проект развитие и на инфраструктуре города-курорта Сочи. Не секрет, что в здании огромного вокзального комплекса Адлер обычным пассажирам бывает сложно сориентироваться. В этом случае приложение может составить определенный маршрут.

Для его работы в разных местах помещений устанавливают специальные датчики, которые с определенными интервалами рассылают радиосигналы. Как только человек с мобильным приложением появляется в зоне их действия, датчики определяют его местоположение. Пассажир отмечает объект, который ему нужен, а мобильное приложение выстраивает маршрут.

В помощь диспетчеру

На Северо-Кавказской магистрали реализуется и проект управления межпоездными интервалами. Его суть в том, чтобы оптимизировать движение составов. Поезда по железной дороге идут с определенным интервалом согласно инфраструктурным ограничениям.

Большая интенсивность движения локомотивов на одном участке может создавать повышенную нагрузку на контактную сеть и приводить к аварийной ситуации. Чтобы этого не произошло, разработана автоматизированная система управления межпоездными интервалами именно в части энергоснабжения.

На подстанциях и локомотивах установлены специальные датчики, которые собирают и передают необходимую информацию программе. А ее алгоритмика связана, в том числе, с искусственным интеллектом (ИИ) и обработкой массива данных. Диспетчер, опираясь на подсказки ИИ, понимает, что следующий поезд можно отправить через 4 минуты, а не, к примеру, через 8 . При этом не будет так называемой передержки состава, а вероятность пережога контактного провода и токоприемника сведется к минимуму.

На СКЖД внедрение этого проекта особо актуально: на полигоне магистрали расположено множество портов, к которым каждый день идет много грузовых поездов. Сейчас система работает на участке Белореченская — Туапсе, то есть на подходе к одному из основных черноморских портов. Проект реализован как «пилот», но далее будет развиваться и масштабироваться.

Локомотив «увидит» любое препятствие

— У нас реализуется и проект «Бортовая система технического зрения для локомотивов», — продолжает рассказ Дмитрий. — Возможно, в будущем эта система, основанная на видеоаналитике, заменит помощника машиниста. Но пока речь идет о маневровом движении, то есть, на станции, где и происходит больше всего инцидентов:

Здесь много осложняющих движение факторов — передвигающиеся сотрудники, стрелочные переводы, много запрещающих движение знаков. Все эти препятствия «видит» камера высокого разрешения, а дальше вступает в действие алгоритмика, которая разработана нейросетью, определяющей присутствие объектов, информация о которых в нее заложена. К примеру, в двух метрах от пути находится человек. Внимание машиниста к этому факту будет привлечено желтым светом. А если возникнет угроза наезда на человека, то сигнал будет уже красным, к тому же включится звуковое предупреждение.

«Ласточка» летает на «автомате»

— Если говорить о внедрении инновационных решений в компании «РЖД» в целом, — говорит Дмитрий Концевой, — то хочу привести в пример «Ласточки», которые уже ходят в беспилотном режиме, правда, в присутствии машиниста. Поезд сам набирает скорость, сам остановится на нужных остановках. Такое присутствует и на Московском кольцевом диаметре. Там востребовано огромное количество поездов, для которых нужен большой штат машинистов. И их труд сложно назвать легким. Так что беспилотный вариант — один из способов оптимизации процесса управления составами. Вопрос — только в компонентной базе, но этот вопрос уже решается импортозамещением.

Наш НЭВЗ (Новочеркасский завод электровозостроения) уже полностью перешел на отечественные разработки без использования импортной базы.

Как сообщала пресс-служба РЖД, до конца 2024 года должны завершиться испытания бортовых систем технического зрения для полностью беспилотного поезда. В планах холдинга — запустить его, оборудованного отечественными системами, к 2026 году.

Читайте также...

Яндекс.Метрика