Как зеленая гречка «Форбс» покорила

Путь к социальному предпринимательству начинается с решения собственных проблем. Или проблем близких. Но Дарья Моо удивляется, когда ей говоришь, что именно таким бизнесом она занимается. А как еще назвать производство продукции для здорового образа жизни?
А еще Дашино производство сухих смесей из зеленой гречки оценил Forbes.

А есть-то что?!…

Окончив школу в Новошахтинске Дарья (тогда еще Хвостова), отправилась с родителями в Москву поступать в знаменитую «Баумановку». Даша выбрала специальность по принципу «чтобы все офигели» (ну, все и офигели!) — инженер-конструктор стартовых ракетных комплексов.

Но всё-таки дело было не столько в институте — сколько в городе с его большими возможностями, но и понимание того, что классический вуз с прикладным техническим образованием — это хорошая среда для формирования личности. После вуза была работа в авиастроительном конструкторском бюро, потом в международной компании, где она как инженер оценивала риски аварий на производстве. Словом, вращалась будущий предприниматель в технической элитной среде, где получила колоссальный опыт и знания о работе больших систем. При этом проблемы со здоровьем давали о себе знать постоянно.

— Я была болезненным ребенком, — признается Дарья, — потом вроде все пришло в норму, но к 20 годам (тут сказался, судя по всему, и студенческий образ жизни) уже болела так, как обычно люди заболевают к годам 40.

Так получилось, что в распоряжении у нашей героини оказалось года полтора свободного времени, чтобы, по ее словам, разобраться со своим телом. В столичных клиниках ей помочь не смогли, и тогда она решила, что пришло время взять на себя ответственность за свое здоровье и самочувствие. Даша обложилась медицинскими справочниками, книгами, атласами, и стала самостоятельно разбираться с тем, как работает человеческий организм. Довольно скоро ей стало очевидно, что еда и ее качество вносят колоссальный вклад в состояние здоровья. И поняла, что дело, скорее всего, в еде. Так Даша стала проводить эксперименты над своим телом, исключив из питания все, что содержит глютен и вызывает аллергию — пшеницу, яйца, молочные продукты. Возник вопрос — а есть-то что?

И оказалось, что существует удивительный злак — обыкновенная гречка, но не жареная, сырая, то есть, не подвергшаяся термической обработке — зеленая по цвету. Она во многом в выпечке похожа по свойствам на пшеницу — дает и клейкость, и пышность, и мягкость, но при этом не содержит глютена.

Мир под названием «еда»

Довелось ей поработать на кухне в кафе (это после-то технологических сфер!), где она поняла главное: общепит — это целый мир, а вовсе не место, где выдают «корм». А потом она убедилась, насколько данный процесс сложен: это и технологическая система, и в то же время — живой организм, в котором есть место творчеству. Это заворожило, поразило, и стало понятно, что лучший способ что-то здесь понять — пойти учиться. Так в одной из бизнес-школ она освоила специальность «менеджмент в ресторанах» и не потому, что хотела открыть ресторан, а чтобы узнать, как система работает в целом.
— Я писала диплом об открытии кондитерского цеха по производству полезных десертов без сахара, без глютена, а также их сбыта в общепит и в ритейл. И этот план реализуется сейчас, он у меня расписан примерно на 10 лет, — рассказывает Дарья. — Сегодня я нахожусь на этапе производства сухого продукта, который не портится, у которого большой срок годности, и не требуется спецтраспорт для его доставки.

Просто добавь воды

А начиналось все с кулинарного блога, который в 2019 году начала вести наша героиня. Как эксперт по полезной выпечке Дарья Моо проконсультировала за три года более 20 тысяч человек.
А когда для одного кафе ее попросили создать нечто полезное и простое в приготовлении, она обратилась к рецептам, опубликованным на своем сайте, и нашла самый популярный — рецепт оладьев на основе пророщенной зеленой гречки. Даша преобразовала домашний рецепт в производственную рецептуру и как технолог смогла подобрать сухие ингредиенты таким образом, чтобы для приготовления теста оставалось лишь добавить воду. Это оказалось удачным решением и колоссальной помощью в быту для мам детей-аллегриков, у которых из-за особенностей здоровья ребятишек кухонная рутина съедает массу времени.

Свое производство

В 2022 году Дарья Моо решила запустить свой бизнес (производство смесей по своим рецептам), вложив в него свои средства. Смеси тогда выпускались на контрактном производстве.
Собственное же производство (считайте, стартап), начиналось в комнате московской квартиры. Чтобы шум не беспокоил соседей, пищевой смеситель объемом 120 литров для создания шести видов смесей был установлен на коврик для йоги. За три месяца проект вышел «в ноль».

Своего «комнатного бизнеса» Дарья не стеснялась, но расширять производство она все-таки хотела на родной донской земле. Душновато ей оказалось в Москве, да и московская гонка сильно утомляла. Так производство переместилось в Таганрог.

Нетворкинг

Нетворкингом называется социальная и профессиональная деятельность, направленная на решение сложных задач с помощью круга друзей и знакомых.

— Мне очень повезло, что мой двоюродный брат, с которым мы дружили с детства, наблюдал за происходящим и интересовался, что и как происходит, — продолжает рассказ Дарья. — Он увидел свое место внутри этого проекта, так как сам по натуре в хорошем смысле слова оказался прижимистым, рачительным хозяйственником.

А потом появилась подруга, ставшая маркетологом. Девушки а учились в одном вузе и вместе жили в общежитии. Выйдя из декрета, подруга Все эти годы она наблюдала за подругой в соцсетях и решила освоить профессию маркетолога. Проект Дарьи стал в Таганроге для нее стал возможностью нужные навыки отработать. Так появилась команда.

Продвижение

Продажа сухих смесей на основе зеленой гречки была открыта на маркетплейсах.
Даше казалось: использовать ресурсы e-com платформ будет проще устроиться там будет легче, чем создать и поддерживать свой магазин. Выяснилось, что ничуть не проще: начиная от того, как работают там алгоритмы продвижения товара, заканчивая функционалом для селлера (продавца на маркетплейсах). IT-движок маркетплейсов меняется каждый полгода, а то и чаще, и это каждые полгода новый магазин. Угнаться за такой скоростью изменений, не просев в продажах — большой труд, и он практически не заканчивается. «И мы, — рассказывает Дарья, — вынуждены менять объемы загрузки складов, локацию складов по всей стране, работу с карточкой товара. В общем, каждый день полон вызовов».

Задумав масштабирование проекта в 2023 году, Дарья Моо поняла, что ей не хватает бизнес-консультаций. Увы, получила она их не на Дону: ИП Даши зарегистрировано в Москве, хотя с донским бизнес-сообществом у нее сложились отличные отношения. «Я брала профильные консультации для себя и маркетолога по продвижению в соцсетях, электронных каталогах объявлений, поисковиках, — рассказывает Дарья. — И мы отмечали рост продаж после внедрения советов экспертов.

Параллельно Даша Моо решила осваивать продажи в формате В2В, то есть, для компаний. В 2023 году был заключен договор о поставках смесей в один из санаториев Кисловодска. Далее продукцией заинтересовалась сеть кафе полезного питания в Дагестане.

Развиваются продажи и в сегменте для обычного потребителя (B2C). Аудиторию своих потребителей предпринимательница изучает уже не один год и утверждает, что сейчас у производителей безглютенового питания стало расти и число покупателей среднего и пожилого возраста.

90% оборотных средств у Дарьи Моо идут в развитие производства — приобретение сырья и оборудования. А насчет сторонних инвестиций в свой бизнес (их пока нет) она говорит так: «Главное — найти единомышленника, который также верит в потенциал твоего продукта».

А с Forbes получилось так: бизнес-кластер Москвы, где Дарья получала консультации, сотрудничает с этим журналом. Его журналистам, как выяснилось, интересно писать (как ни странно, безвозмездно!) о молодых предпринимателях. Ее история их поразила: какая-то гречка, девчонка, здоровое питание… «Такая поддержка, конечно, приятна, — посмеивается Даша, — и вдохновляет двигаться дальше».

Читайте также...

Яндекс.Метрика