Как твое имя в веках отзовется

Николай Козодьян. Автопортрет

Сегодня на факультете БиоВетМед ДГТУ впервые в Ростове-на-Дону представлена графическая выставка в жанре анималистики. Вниманию студенческой и преподавательской аудитории представлены работы уроженца Нахичевани-на-Дону, художника-графика, анималиста и мультипликатора Николая Григорьевича Козодьяна, которые сохранила его семья, а для выставки их оформила и представила Анна Сухарева-Анопьян, двоюродная внучка графика, которая занимается восстановлением генеалогического древа своей семьи.

— Род Анопьян— талантливый и плодотворный во всех поколениях. Он переплетается с такими фамилиями, как Кара-Мурза и Мантагуни, старокрымские Вартановы и Арутовы, идет рука об руку с семьями Козодовых, Топаловых, Беспаловых и Данзас, — напишет Анна на первой странице сайта, посвященном династии.

И все все эти фамильные ветви, на которых имена поэтов, философов, художников, артистов, музыкантов и профессиональных спортсменов — гармоничных и образованных людей, — составляют одно могучее древо, живущее своей полноценной, интересной, творческой жизнью.

Анна Сухарева-Анопьян представляет работы своего двоюродного деда Николая Козодьяна

Имена этих замечательных людей извлекает Анна Сухарева-Анопьян из ушедших времен и представляет своим современникам. Право же, они достойны того. Нынче пришла очередь Николая Козодьяна, работы которого находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Дарвинском музее Москвы (именно туда отправится представленная в ДГТУ экспозиция), в коллекциях РГАУ-МСХР имени К.А.Тимирязева, Московского зоопарка, Центрального Московского ипподрома.

Николай Козодов (потом он переменит свою фамилию на армянский лад — Козодьян)родился 3 сентября 1913 года в Нахичевани-на-Дону в семье служащего Первого Российского Страхового общества. Он рано начал рисовать, первое художественное образование получив в Ростовском художественном училище в классе Е.Н.Гольштейна (ученика Валентина Серова), потом его наставником станет Андрей Чиненов, основатель первых художественных классов в Ростове, на базе которых и образовалась будущая «Грековка».

После окончания учебы в 1933 году он несколько лет работает декоратором в Ростовском Большом драматическом театре (сегодня — Ростовский академический театр драмы имени М.Горького). А потом уезжает в Москву, где поступает на художественно-графическое отделение Московского полиграфического института. Однако семейная болезнь — туберкулез — заставляет его бросить учебу и в конце 1930-х переехать в Ереван к старшей сестре Изабелле, впоследствии народной артистки Армении. Поправив здоровье. Под влиянием сестры он поступает в Ереванскую консерваторию. После окончание которой его жизнь связывается со сценой.

В разные годы он служит артистом хора в Ереванском театре оперы и балета имени Спендиарова, а после возвращения в Москву в 1955 году его принимают на должность артиста хора в Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, где он работает до выхода на пенсию. Однако рисование остается его любимым делом. Он делает зарисовки сцен спектаклей, наброски портретов актеров, работников сцены, закулисья, а свободное время проводит в Московском зоопарке. Довелось ему рисовать животных и в зоопарках зарубежных городов, где Николай Козодьян бывал с театром на гастролях.

В 1954 году Всероссийское театральное общество организовало персональную выставку Козодьяна в Московском Доме актера. Признанием таланта Козодьяна-графика стало принятие его в конце 1960-х в члены Союза художников СССР (секция МОССХ).

Под конец жизни Николай Григорьевич сдал свою однокомнатную квартиру государству и поселился в Дом ветеранов сцены имени А.А.Яблочкиной. Он скончался 26 декабря 1992 года и был похоронен на армянском участке Ваганьковского кладбища.

— Он прожил долгую, по-своему счастливую жизнь одинокого, но углубленного в творчество человека. Поэтому важно сохранить и показать современному зрителю его наследие, — уверена Анна Сухарева-Анопьян.

Познакомиться с замечательными изображениями животных художника Николая Козодьяна можно в лекционной аудитории факультета БиоВетМед до 18 мая. По мнению Алексея Ермакова, декана факультета «Биоинженерия и ветеринарная медицина», доктора биологических наук, именно приобщение к искусству с юных лет помогает преодолевать профессиональное выгорание во взрослом возрасте, так что выставка в лекционной аудитории факультета не случайна.

Яндекс.Метрика