Помочь всем, кто в помощи нуждается

Не так давно подразделения по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Ростовской области отметили 90-летие своей работы. О том, как сегодня работают сотрудники полиции с подростками, преступившими закон, рассказал начальник отдела организации их деятельности, полковник полиции Денис Стрижев.
Инфраструктура помощи
По словам Дениса Геннадиевича, в системе органов внутренних дел помимо подразделений по делам несовершеннолетних, есть и Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Это учреждение, где содержатся дети, совершившие противоправные действия, но которых не смогли сразу передать родителям по каким-либо причинам. Сюда, случается, привозят детей и из других регионов, где таких центров нет. За тот месяц, который они в центре находятся, мы пытаемся, рассказывает Денис Стрижев, донести до них то, что от подобных действий в дальнейшем сможет их уберечь.
Подразделения же по работе с несовершеннолетними есть в каждом городе и районе области. Их задача — знать, что происходит на их административных участках, проводя в том числе, профилактические мероприятия с родителями и детьми.
Способов получения информации о противоправных делах несовершеннолетних довольно-таки много. Это и информация, приходящая непосредственно от граждан, и мониторинг социальных сетей, где есть публикации о нарушениях законодательства, и поступающая оперативная информация. Эксперты анализируют данные на предмет наличия в них составов преступлений. А после принимается решение — либо возбуждение уголовного дела, либо же привлечение лица к административной ответственности в установленном порядке, либо отказ в этом.
— За те 20 лет, которые я работаю в подразделении по делам несовершеннолетних, — делится полковник Стрижев, — общее число преступлений, ими совершенных, снизилось в 2,5 раза. И это происходит благодаря работе комиссии по делам несовершеннолетних, составной частью которой и мы, в том числе, являемся. То есть, возникающие вопросы решаются не только силами сотрудников полиции, но и других ведомств, которые к этой работе согласно федеральному закону привлечены.
Другое время — другие правонарушения
В структуре преступлений, совершаемых детьми, объясняет Денис Геннадиевич, лидируют имущественные преступления. То есть кражи составляют 70-75% от общего числа, хотя их, краж, становится меньше.
Особое место занимают преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Пока их вес в общем числе незначительный, но, тем не менее, они дают большой доход и предполагают анонимность, что незрелых граждан привлекает. — У нас были случаи, — говорит Денис Стрижев, — когда мы до 50 таких подростков за год выявляли, а ведь все это относится к категории особо тяжких преступлений, потому состояние именно этой сферы нас тревожит особо.
С развитием цифровых технологий и интернета набирает обороты кража средств с банковских карт, это тоже считается тяжким преступлением. И здесь мало кто из ребят устоит от соблазна за некую сумму дать попользоваться своей картой. Они не понимают, что все это будет обнаружено, и в дальнейшем уголовное преследование может поломать им жизнь.
Корни поведения подростка растут из семьи
Если родители не помогают подростку развивать положительные навыки, то им занимается улица в виде сверстников-правонарушителей, иные взрослые лица. И ребенок чаще всего не может устоять перед соблазнами, становясь, в том числе, участником противоправных действий. Поэтому задача сотрудников полиции — попытаться повлиять на его судьбу, раскрыв ему глаза на его круг общения. Ему объясняют: в твоей судьбе уже появилась отметка, что ты доставлялся в полицию и был поставлен на учет, а это, безусловно, повлияет на твою будущую судьбу.
Работа с несовершеннолетним в центре, конечно, не панацея, потому что все равно через месяц подросток возвращается в ту среду, где он проживает и стал правонарушителем, но очень многие о своей жизни все-таки задумываются.
Специалисты широкого профиля
Как же ищутся кадры для такой работы?
— Последняя беседа у меня была со студентами колледжей, которым я рассказывал о том, что такое подразделение по делам несовершеннолетних и кто здесь работает, — рассказывает Денис Геннадиевич.
— Мы должны быть не только юристами, то есть знать законы, но и педагогами, поскольку не каждый ребенок пойдет на контакт с сотрудником полиции. Большая часть уходят в себя и стараются информацией не делиться. Нужно быть еще и психологом, потому что у каждого свой темперамент, свой мирок, в котором они живут.
Есть и семейный кодекс, где работа с семьями структуризирована, определена роль родителей, государственных структур. В семейных разборках дети получают психическую травму, это тоже повод для обращения к сотрудникам полиции. Здесь мы пытаемся наладить мостики между родителями, чтобы каким-то образом дать им понять — как бы вы не спорили, наиболее пострадавшей стороной является ребенок, не понимающий, почему вы его делите и как ему жить после всего этого. Так что сотрудник полиции, работающий с подростками — специалист очень широкого профиля.
Имеются случаи, когда уже повзрослевшие подростки приходят в гости к руководителю или сотрудникам инспекции по делам несовершеннолетних, у которых они состояли на учете. И, обращаясь к ним по имени отчеству, уже после армии или получив образование и уже работая, говорят им спасибо. Благодаря вам, говорят такой уже взрослый человек, я не «сижу», у меня есть работа и все нормально. Поэтому, говорит, готов прийти и рассказать вашим нынешним подопечным, насколько важна ваша работа.
В 2,5 раза за 20 лет снизилось в Ростовской области общее число преступлений, совершенных несовершеннолетними