Хорошо капитаны воспитывали своих дочек

Маша Миронова — Юлия Кинеберг

Пушкинской «Капитанской дочки» создатели этой последней премьеры в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького погрузили зрителя в вихрь проблем, связанных с проблемами предательства и взросления вчера еще совсем молодых героев.

Так закручена, казалось бы, с детства знакомая интрига, так кипят страсти, что и не подумаешь, что на сцене тот самый галантный век.

Сцена из спектакля

Впрочем, как не напомнить о нем — и вот режиссер Яков Ломкин в финале выводит хоровод дам и кавалеров в напудренных париках, составляющие разительный контраст с темной фигурой Маши Мироновой (Юлия Кинеберг), приехавшей просить милости императрицы.

Швабрин (Алексей Тимченко) и Гринев (Павел Свистунов)

Не пьеса, как известно, «Капитанская дочка» Пушкина, а проза, и непосредственно прямой речи в распоряжении актеров маловато, но и с этим малым количеством слов справляются они вполне достойно, создавая образы емкие, запоминающиеся. Подлец Швабрин (Алексей Тимченко) и в офицерском мундире, и в казачьей одежде остается подлецом. А в Петруше Гриневе (Павел Свистунов) в любой ситуации просматриваются благородные черты воспитавших его родителей.

Следователь — Евгений Климанов и Гриневв остроге (Александр Богданов)

Кстати, Гриневых в спектакле трое: Андрей Петрович (Андрей Тихонов), молодой Петруша и Гринев-арестант, сидящий в остроге (Александр Богданов), пытающийся донести до следователя (Евгений Климанов) свою непростую историю. Такая выстроенность действия — через воспоминания — дает возможность перемещать события во времени и пространстве без ущерба для смысла повествования.

Но как, как передать на сцене эту завьюженность оренбургских степей, этот сумасшедший бег в метели и пугаческой орды, и несущегося на помощь Маше в Белогорскую крепость Гринева?! Блестяще выполнил эту задачу художник по свету Нарек Туманян, закрутив лучи многочисленных прожекторов в сплетающийся и расплетающийся узел, в рассыпающиеся по сцене световые потоки, пронзающие заснеженное небо.

Художник-постановщик, заслуженный художник РФ Виктор Герасименко предложил актерам работать с дощатыми настилами, которые могут становиться дыбом, переворачиваться и устанавливаться на огромные колеса, рифмуясь с арбами диких кочевников.

Пугачев — Александр Волженский

А в центре всего он, Пугачев (Александр Волженский), лихо управляющийся со своим войском постоянно щелкающим кнутом, в финале меняющий красный кафтан на серое рубище арестанта.

Екатерина — з.а.РФ Юлия Борисова

Умиротворящий финал визуально сделан потрясающе. Узнавшая настоящую историю капитанской дочки Марии Мироновой, незнакомая дама, она же Екатерина Вторая (заслуженная артистка РФ Юлия Борисова) с чуть заметным прибалтийским акцентом читает свое послание семейству Гриневых. И с каждой фразой упавшие острия копий (закрепленные на штанкетах) поднимаются, пропуская на сцену все больше света. И надо ли говорить, что траурное платье Маши в самом конце превращается в белое подвенечное…

Читайте также...

Яндекс.Метрика