Что бы не сотворил искусственный интеллект — отвечать человеку

Новое направление подготовки специалистов появилось в ЮФУ благодаря гранту, выигранному в ходе конкурса федерального проекта «Искусственный интеллект» (нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»). Как будут разрабатываться и реализовываться образовательные программы в сфере искусственного интеллекта (ИИ), рассказал директор Института математики, механики и компьютерных наук ЮФУ Михаил Карякин.
Олимпиады и хакатоны
— Почему вы решили принять участие в этом конкурсе? Был ли у вас задел, значительные наработки в этой сфере?
— Уточним: это проект всего Южного федерального университета, и да — за последние пять лет в ЮФУ по тематике, так или иначе относящейся к искусственному интеллекту, было сделано хоздоговорных и научно-исследовательских работ более чем на полмиллиарда рублей. Этот фундамент и позволил победить двум заявкам.

Кстати
Впереди России всей в изучении ИИ оказались четыре вуза из Москвы и Санкт-Петербурга, а также присоединившийся к ним недавно Иннополис (Казань), финансово поддержанные Сбером и «Яндексом». Так что претенденты на пять победных мест «просматривались» еще до начала конкурса. К шестому месту устремились многие российские вузы, но победа досталась ЮФУ.
— На что пойдут получаемые вузом средства?
— Цель проекта — подготовка определенного количества топ-специалистов в сфере ИИ до 2030 года уровня data science, которые готовы внедрять технологии искусственного интеллекта в совершенно разных областях. Это такие универсальные солдаты, которые готовы под задачу конкретного предприятия, госучреждения заняться автоматизацией тех или иных процессов на основе технологий именно искусственного интеллекта. В те же годы мы должны выпускать людей уровня top data science: это разработчики и исследователи — те, кто не берет готовое, а разрабатывает новые модели, обеспечивая переход на другой уровень развития.
Искусственный интеллект — это программно-аппаратный комплекс, который решает задачи, имитируя когнитивную деятельность человека. Такое определение ИИ дали депутаты Госдумы РФ.
— Помимо указанной суммы вам должны поступить средства и от индустриальных партнеров. Кто они?
— Основной наш партнер — банк «Центр-инвест». Объемы средств государства очень большие, и софинансирование тоже должно быть очень большим. Мы должны получить от всех индустриальных партнеров в сумме около 200 млн рублей, в том числе и деньги самого ЮФУ, но университет может тратить только внебюджетные средства. Они могут расходоваться на повышение квалификации преподавателей и поддержку подготовки студентов — проведение олимпиад, хакатонов, участие в конференциях в России и других странах. С этими первокурсниками будем работать чуть-чуть не так, как с предыдущими. В этом смысле им повезло.
Сотрудничать с лидерами
— Как же вы отбирали этих счастливчиков?
— Абитуриенты выбирали ЮФУ без информации о том, что здесь будет так много искусственного интеллекта, потому что конкурс был выигран только в конце апреля. Но в течение сентября мы провели со всеми поступившими тесты по математике, информатике, программированию, а также профильные олимпиады.
Но этот отбор не навсегда: возможны перетекания студентов из группы data science в группу top data science и назад. Кто-то может не справиться, а кто-то — решить, что не хочет быть ученым, и это нормально.
— Преподавателей вам хватит или будете приглашать?
— В России преподавателей, конечно, хватит, но все-таки мы уже подписали договор о взаимопонимании с Шанхайским институтом искусственного интеллекта. Китай и США — это две страны, которые позволили себе потратить средства на языковые модели, для обучения которых требуются большие ресурсы. То есть там точно есть чему поучиться. И поэтому, возможно, в этом году первая делегация ЮФУ поедет в Шанхай общаться с ними. Мы планируем там и стажировки наших студентов, и визиты их исследователей к нам. И мы даже задумались об организации для наших студентов во втором семестре факультатива по китайскому языку. Опыт поездок в Китай, а я там часто бываю, показывает, что китайский стоит знать на бытовом уровне — хотя бы уметь спросить, как пройти в библиотеку.
Проникнуться красотой математики
— Вернемся к абитуриентам. Вы недавно сказали, что набрали хороших детей — из тех, кто не боится слова «математика». Неужели у нас так плохо с этим предметом в школе?
— Есть две приметы, которые показывают, мягко скажем, что нам есть куда в этой области расти. Первая — количество звонков от директоров школ: «В школе нет учителя математики, в школе нет учителя информатики. Помогите хотя бы студентами старших курсов!» И это я говорю про Ростов-на-Дону!
Вторая примета: успех нашей детской математической школы, в которой учатся 400–500 школьников. Точнее, успех нашей программы «Математика и развитие», которая не про победы на олимпиадах, а для тех, у кого проблемы со школьной математикой, кто пришел сюда не потому, что будет к нам поступать, а потому что родитель ведет его к нам в добровольно-принудительном порядке, видя, что у ребенка что-то не получается с математикой. Работаем с детьми, начиная с четвертого класса: помогаем и развивать мозги, и проникнуться красотой математики. А это в школе не всегда получается.
— Если перейти к практике, которая у вас начнется с первого курса, то сейчас уже и Госдума занимается ИИ, пытаясь регулировать сферу его применения. А вот самому госуправлению чем могут помочь наработки в этой сфере, если вспомнить, что через пять лет ваши выпускники придут, судя по всему, и сюда?
— Экономический факультет ЮФУ с коллегами трудится, обрабатывая большие данные, в том числе с помощью ИИ. У них интересный проект, связанный с анализом доверия как нового фактора экономического развития. Ведется анализ того, как органы исполнительной власти представляют информацию о своей деятельности в официальных информационных каналах, как реагируют на обращения людей. Речь об оценке тональности, понятности сообщений, конкретики сведений и о том, как это влияет на экономическое развитие региона.
Получается, что ИИ оценивает в том чсиле и эмпатию, вторгаясь в сферы, о которых, казалось бы, может судить только человек.
ИИ по Фрейду
— Кстати, об эмпатии и человечности. Будет ли у вас курс этики общения в этом море искусственного интеллекта?
— Семинар по этике искусственного интеллекта запланирован на втором курсе, и мы будем приглашать на него со всей страны преподавателей, которые работают в этой тематике. В прошлом учебном году мы провели для наших коллег с юридического факультета курс повышения квалификации, посвященный использованию искусственного интеллекта, но это была дорога не только в одну сторону. Мы рассказывали о технической стороне дела, а юристы — о возможных юридических аспектах. Наш разговор о том, что может искусственный интеллект, они тут же интерпретировали: к чему использование ИИ может привести в результате и какие юридические решения надо уже сейчас срочно принимать в этой зоне ответственности.
Сейчас это все размыто, потому что дорога от простого разработчика до человека-пользователя стала достаточно длинной. И пора определять, в какой момент и кто за что отвечает. Коллеги нас снова зовут на обсуждение этого вопроса в октябре.
Справка
Определение эмпатии как умения поставить себя на место другого человека, понимать его чувства, переживания и внутренний мир, впервые сформулировал Зигмунд Фрейд.
— Закончить наш разговор я хочу фразой Василия Васильевича Высокова: интеллект-то искусственный, а ответственность — персональная.
— Замечательная фраза, четко определяющая суть всей нашей работы. Действительно, чем бы мы ни пользовались, человек все равно в ответе, как за всех, кого приручил, так и за все, что создал, и за все решения, которые принял.

