Завтра – 1 сентября: Педагогический десант
Лучшие учителя Дона и России поделились опытом с коллегами из Волгодонского района.
— Ну, стал я лауреатом конкурса «Учитель года Дона», — сказал преподаватель истории и обществознания из Багаевского района Александр Шапоренко. — Ну и думал, что на этом все закончится.
— Но как же можно такой великолепный багаж, как передовой педагогический опыт, оставлять без использования?! — подумали в министерстве общего и профессионального образования Ростовской области и придумали такую форму его распространения, как педагогический десант. В нем аккумулировано все лучшее, что наработали учителя Дона. Он появился осенью 2009 года и уже успел побывать в Константиновском районе, и в Ленинском районе донской столицы, в Азовском и Зерноградском районах.
В десанте, который высадился на волгодонской земле, было восемь педагогов и корреспондент. И, писал Василий Аксенов, как жаль, что вас с нами не было!
Те, кто постоянно твердит о массе недостатков в нашей школе (когда она еще станет той самой «новой»?!), постоянно забывает о такой бесценной ее составляющей, как учителя.
Как можно забыть те педагогические ситуации, которые Александр Шапоренко разбирал с собравшимися учителями?! Что, к примеру, делать с Васей, который на каждом уроке, тянет одеяло на себя«, развлекая сверстников своими шуточками и мешая учителю? Или с ябедой Мариной, которую не любит весь класс? Свои же педагогические ошибки Александр Васильевич предпочитает обращать на себя, считая неудачи лучшей школой.
Трансляцией передового опыта, иначе не назовешь, можно назвать выступление перед педагогами Волгодонского района Ольги Бобровой, учителя русского языка и литературы Пушкинской гимназии города Шахты, абсолютного победителя конкурса «Учитель года Дона-2010». Как помочь ребенку открыть книгу — и не потому, что так задано, а потому, что душа требует? Как через книгу приобщить подростка к культуре? Для этого Ольга Борисовна строит урок так, что ученик понимает, что классики писали про НАС. А как иначе, если вопрос учителя на уроке звучит так: «В какой семье ты бы хотел воспитываться — Ростовых или Болконских?» В сказке Уальда «Соловей и роза» чью сторону ты примешь — прагматичного студента или романтика Соловья? Именно эмоциональное отношение к литературного образу и рождает не только теплую атмосферу на уроке, но и приводит к навыкам анализа текста.
Но полный восторг вызвал мастер-класс заслуженного учителя РФ, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008» Елены Нечитайловой. Он назывался «Интегрированные уроки в школе». Удивительно, как совпадают направление работы Донского центра химического образования Южного федерального университета и учителя из Цимлянска. А все потому, что и в донской столице, и в городе отдаленного района Ростовской области делают все, чтобы знания не отрывались от жизни. Лицей № 1 в Цимлянске, где преподает Елена Викторовна, имеет профиль химико-информационный.
Интегрированные уроки там готовят два учителя. Вот и получается, что на одном из них разбирается, почему Медный Всадник может оказаться на бронзовом коне (химия+литература), на другом ребята делают краски (химия+ИЗО), на третьем изучаются металлы и сплавы и то, какой вклад внесла наука в великую Победу. И тут оказывается, что в сплав, из которого была изготовлена броня танка Т34, был добавлен в количестве всего 1,5 процента никель, что сделало его и легким, и устойчивым к разрывам снарядов. «И сюда забралась химия!» — сказал после урока один ученик. Урок же, где тесно сплелись знания по химии и биологии, был посвящен моющим веществам.
На нем изучалось, как они воздействуют на кожу человека. То есть, каждый урок Елена Викторовна делает личностно-значимым для каждого ученика. Стоит ли удивляться, что 98 процентов учеников в этом лицее говорят, что у них возрос интерес к учению, а восемь выпускников этого года поступили в такие вузы, как медуниверситеты, химико-технологический имени Менделеева в Москве, химфак ЮФУ. Средний же балл по химическому ЕГЭ (64,62) выше и среднеобластного, и среднероссийского (56).
— Цель нашего десанта и такова, — сказала ведущий специалист министерства общего и профессионального образования Ростовской области Галина Нестеренко, — показать, что и учителя из глубинки ничуть не хуже тех, кто живет в Ростове. Они работают также весело, увлекательно и интересно.