Лучшие школьник и студент — здоровые!
В Ростовской области обобщен опыт школ, колледжей и вузов по внедрению здоровье сберегающих технологий.
На прошедшей научно-практической конференции «Здоровье в образовании» речь шла о здоровье всех участников образовательного процесса. Подготовка к участию в конференции, обобщение опыта работы, редактирование поступивших около 300 научно-методических докладов подтвердило заинтересованность и потребность в решении данной проблемы.
Справка. В области 624 образовательных учреждения имеют статус школ здорового образа жизни. Около семи тысяч педагогических работников владеют сегодня здоровьесберегающими технологиями, прошли профессиональную переподготовку. 32 образовательных учреждения работают в инновационном режиме, апробируя программы по обучению здоровому образу жизни.
Как напомнил руководитель Педагогического института ЮФУ, доктор социологических наук Владимир Мареев, еще в 1904 году съезд российских врачей обратил внимание на вредное влияние школы на здоровье учеников. И сегодня более половины дня ребенок проводит в школе, потому стоит задача при общении его с учителем не только сохранить, но и укрепить здоровье ученика. А для этого сам учитель должен стать пример для ученика и вести здоровый образ жизни.
Коллегу поддерживает проректор по учебно-методической работе ЮФУ Ирина Мостовая, также вспомнив про агрессивность учебной среды. Потому необходима разработка программы психологического комфорта для всех участников учебного процесса. Но все начинается с преподавателя, который просто обязан сам быть здоровым, больше заниматься своей физической формой, что стоит закрепить на законодательном уровне. Начинается все с культуры организации учебы. В ЮФУ, по словам Ирины Владимировны, внедряются адаптационные формы учебного процесса: индивидуальные траектории обучения, структурирование нагрузки и внутриучебной деятельности. Студенты сейчас более раскованны, но зачастую не умеют себя предъявить окружающему миру. И это надо в них воспитывать, что тоже является частью здоровьесберегающей технологии.
— Одной из причин ухудшения здоровья школьника является ненормальное его питание в течение всего учебного дня. Эта причина стоит на втором месте, а на первом. Естественно стрессовые ситуации, — считает начальник управления образовании Таганрога Ольга Шевченко. Потому в городских школах внедряются система рационального питания, основанная на современных рекомендациях врачей. 15 процентов школьников получают горячее питание бесплатно. Благодаря анкетированию удалось выявить улучшение здоровья ребят: число детей, имеющих общее заболевание, за три года снизилось с 12,7 процента до 10 процентов. «Но окончательный результат, предупреждали нас врачи, мы увидим через пять-семь лет, — говорит Ольга Вячеславовна, — и мы надеемся, что он будет оптимальным».
— Сейчас в области в рамках губернаторской программы «Донское молоко — школьникам», благодаря которой ученики начальных классов получают молоко бесплатно. Мониторинго показывает улучшение здоровья младшеклассников. Потому мы будем выходить с предложением по дополнительному молочному питанию и в средней школе, — сказал начальник отдела министерства общего и профессионального образования Ростовской области Петр Серов. По его словам, опрос школьников, чем бы они хотели заниматься в свободное от учебы время, показал, что на первом месте стоит Интернет, а спорт — лишь на втором. «Наша задача, — считает Петр Серов, — вывести спорт на приоритетное первое место». Сейчас существует разрыв между строительством спортивных комплексов и потребностью в них системы образования. В области будет продолжено строительство бассейнов. И вопрос об их доступности для школьников будет поставлен во главу угла.
В ростовском детском саду «Веселинка» внедряют здоровьесберегающие технологии уже 15 лет — ровно столько, сколько само это учреждение и существует. За основу взята санкт-петербургская программа «Детство», основанная на приобщении детей к основам национальной культуры. Здоровое питание здесь — основа основ: пищу готовят как в русской печи — томлением и варением продуктов. День начинается физзарядкой на свежем воздухе, а нагрузка образовательного процесса распределена в течение дня через смену видов деятельности. Есть в «Веселинке» и бассейн, и тренажерный зал, зал для физкультуры и зал для музыкальных занятий. «Конечно, — вздохнула одна из участниц семинара, судя по всему, приехавшая из отдаленного муниципалитета, — при таких площадях все можно. А у нас — один зал. Он же и музыкальный. Он же и спортивный».
Правда, методиками работы здесь заинтересовались все: ведь для внедрения программы щадящего входа и выхода из образовательного процесса отдельных площадей нужно не так много. Было бы желание все это разрабатывать и применять.