Приращение человеческого капитала
16 молодых педагогов области смогли за прошедший год не просто повысить свою квалификацию, но и разработать модель своего профессионального развития.
Для подведения итогов этой работы в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (РИПК и ППРО) прошла конференция «Инновационная педагогическая деятельность молодого учителя как модель профессионального становления», где педагоги доложили об итогах работы над собой.
— Ситуация сложилась в Ростовской области уникальная, — сказала, приветствуя молодых учителей ректор института Сарра Хлебунова. — Работа с педагогическими кадрами в регионе шла всегда. Традиционно считалось, что того багажа, который получили молодые специалисты, окончив вуз, хватает на три года. Но этот стереотип поломала сама жизнь. Сегодня чем раньше вступить в период повышения квалификации, тем лучше: слишком быстро меняются технологии и способы коммуникации.
Еще один контекст переподготовки сегодня — это Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009- 2013 годы», в которой есть такой раздел, как «Привлечение перспективных выпускников вузов для работы в государственных общеобразовательных учреждениях РФ и муниципальных образовательных учреждениях». РИПК и ППРО в рамках этой программы выиграл конкурс на создание стажировочной площадки и получил для этого 90 миллионов рублей. На эти средства были оснащены базовые площадки, в том числе и в школах. Цель программы благородна донельзя — приращение человеческого (в данном случае — преподавательского) капитала.
Отбор молодых педагогов шел на конкурсной основе: из 80 желающих были отобраны 16. Поскольку была выбрана персонифицированная модель, нужно было определить уровень компетенций (это «страшное» слово означает умение применять полученные знания в практике), с которым молодые педагоги покинули стены вуза.
Тут и выяснилось неумение у многих соотнести системные основы с развивающимися процессами образования в России, переложить эти основы на конкретную практику предмета. Целый год шли обучающие семинары. Из 16 молодых педагогов были отобраны восемь, которые и представили свои модели инновационной педагогической деятельности.
Так получилось, что все молодые педагоги оказались из батайских школ, лицеев и гимназий. Все это неслучайно: ведь именно в 2010-м согласно опять же федеральной программе в город были приглашены молодые педагоги, и не просто приглашены, а еще и обеспечены жильем и вниманием властей. Еще бы не расти профессионально в таких условиях?!
Что же продемонстрировали молодые учителя? Все говорили о том, что в основе их разработок лежит личностноориентированный подход к ученику. Все заявили, что сегодня на первый план выходит умение педагога оставаться в роли мастера. Итогом совместной деятельности ученика и учителя практически во всех представленных моделях является создание проекта. Говорили и об уменьшении ошибкобоязни у ребят, что повышает мотивацию к учению и позволяет еще больше радоваться полученному результату со-творчества.
Произвели наибольшее впечатление, пожалуй, два доклада — хотя бы потому, что в них были доложены результаты применения разработок своего метода, остальные пока выглядели «протоколами о намерениях», хотя в них были и анализ среды, в которой предстоит воплощать свои мысли в практику, и упор на нетрадиционные уроки, позволяющие развить больший интерес к предлагаемым учителем знаниям.
О модульных технологиях на уроках информатики рассказал Владимир Беляков, учитель информатики батайской школы № 4. По его словам, учитель и ученик — партнеры в работе на уроке. Ученик работает сам, учитель выступает в роли мотиватора, направляющего ученика, который большую часть времени работает самостоятельно. В итоге знания ученика — плод его собственных усилий. Контроль знаний ведется тестовыми заданиями, причем — разноуровневыми.
Анастасия Шищенко второй год преподает в начальных классах батайской гимназии № 7. За этот год ее ребята развили свои умения и навыки, научились коллективному планированию, проявляя при этом изобретательную активность. Итог — проект по исследованию русских народных сказок. Одна группа учеников инсценировала выбранную сказку, другая проводила ее анализ, третья рисовала иллюстрации. А потом все вместе защищали этот проект.
Все 16 разработанных моделей отосланы в Москву, где и ожидают своей оценки. Впрочем, какой бы она не была, в выигрыше — вся система образования Ростовской области и, прежде всего, ученики донских школ.
На снимке: учитель информатики из Батайска Владимир Беляков