Электронный билет

По внедрению новых технологий в сфере культуры впереди всех оказались библиотеки.

Прогресс, как известно, не стоит на месте, и новые технологии проникают в нашу жизнь, облегчая многие и многие ее процессы. Сфера культуры также не осталась в стороне, не чураясь автоматизации и информатизации. Вот и захотелось выяснить, как обстоят дела с электронными билетами в учреждениях отрасли в Ростовской области вообще и на юге России — в частности.

Впереди планеты всей

Как выяснилось, Донская государственная публичная библиотека действительно шагает впереди всех, опережая коллег по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам. Электронный читательский билет здесь появился 1 января 2007 года.

Как рассказала Анна Желябовская, замдиректора ДГПБ, любая автоматизация библиотечных процессов происходит последовательно. Сначала создаются электронные каталоги. Этот процесс начался в ДГПБ с 1993 года: сначала «отрабатывались» текущие издания, потом здесь приступили к созданию электронного краеведческого каталога (краеведческая литература более чем востребована), потом подключили к этому процессу редкий фонд.

Однако создание электронного каталога — не самоцель. Он создается для того, чтобы любой документ (книгу, газету, журнал и прочую печатную и электронную продукцию) было удобней выдавать пользователям библиотеки. При появлении определенного массива электронных документов, создается и электронная база, куда вносятся данные читателей. Это второй этап информатизации, который и позволяет появиться электронному читательскому билету. Теперь, используя данные из этих двух баз данных — читательской и электронного каталога — можно осуществлять их связь, то есть, наладить автоматизированную выдачу документов.

Внедрение технологических процессов в библиотеке обычно происходит с использованием одной программы, которая позволяет использовать все как все библиотечные, так и нетрадиционные для библиотек технологии. В Донской государственной публичной библиотеке это OPAC GLOBAL.

Сегодня отлаживается автоматизированная выдача, правда, порой библиотекарям приходится сталкиваться с трудностями: ведь электронные каталоги еще не отражают всего книжного фонда ДГПБ (а в нем более пяти миллионов экземпляров изданий). Идет процесс ретрокаталогизации-то есть, в электронный каталог начинают вноситься данные об изданиях до 1993 года. Так что о полноценной электронной выдаче пока речь не идет.

Чем хороша такая выдача? О нахождении в каталоге любого издания можно узнать, находясь дома в Интернете: ведь электронные каталоги сегодня выставлены в Сеть. Более того, читатель может по Интернету заказать копии отдельной статьи из журнала или другого документа и также по Интернету получить его на свой электронный адрес.

А работает электронный читательский билет так. При входе в библиотеку билет фиксируется сканером. Далее в любом отделе, где также находятся сканеры, фиксируется книга, журнал и так далее. При этом на мониторе у библиотекаря эти данные совмещаются с данными читателя — также, как в бумажном варианте в формуляр читателя укладывается книжный формуляр. При этом читатель, не «учтенный» при входе, книгу получить не может. Так что учет более чем строг и проходит без вмешательства человеческого фактора.

— В идеале, — говорит Анна Желябовская, — мы должны закончить составление электронного каталога ДГПБ к 2015 году.

К таким технологиям постепенно переходят библиотечные системы Ростовской области. В 2011 году перенять опыт в Донскую публичную приезжали из Таганрогской библиотеки имени Чехова, и теперь там тоже внедрена эта система. Новочеркасская библиотека имени Пушкина работает в иной программе, но у них тоже есть электронный читательский билет. Приобрели программу OPAC GLOBAL библиотечные системы Волгодонска и Каменска-Шахтинского, а также Ростовская ЦБС.

Она-то уж точно «впереди планеты всей» — здесь существует единый электронный читательский билет для всех ее филиалов. То есть, читатель, имеющий на руках такой билет, может пользоваться книгами и документами любой ростовской библиотеки. По словам замдиректора ЦБС по библиотечной работе Татьяны Воропаевой, еще при создании централизованной библиотечной системы донской столицы библиотекари мечтали о таком едином билете, имея который, можно было бы посещать все библиотеки Ростова. Однако только информационные технологии позволили приступить к созданию электронного каталога книжного фонда и к созданию единой базы читателей.

А сами электронные каталоги Ростовской ЦБС, как и у «публички», также находятся в Сети и, используя Интернет дома, читатель может узнать, в какой библиотеке Ростова находится заинтересовавшая его книга. В Сети на портале «Библиотеки Дона» можно найти и сводный электронный каталог библиотек Ростовской области и узнать о тех изданиях, которые ДГПБ и другие библиотеки области успели сюда занести.

Однако бумажные формуляры в ростовских библиотеках таки сохраняются (в максимально упрощенном виде). Вдруг пропадет электроэнергия, а книги-то читателю все равно необходимо выдать…

А что в библиотеках у соседей?

— Библиотеки нашего уровня просто обязаны идти по нашему пути, — уверяла Анна Желябовская. — Ведь, повторюсь, создание электронного каталога библиотеки имеет смысл лишь в сочетании с читательской базой для создания автоматизированной выдачи документов.

Однако, зайдя на сайты областных и краевых библиотек Южного федерального и Северо-Кавказского федерального округов упоминание об электронном читательском билете найти не удалось. На сайте Краснодарской краевой библиотеки имени А. С. Пушкина и выложена программа информатизации библиотек края до 2020 года, но и там — ни слова об электронном читательском билете. Ответ на вопрос, заданный библиотеке в телефонном режиме, прозвучал так: «Когда-нибудь появится!».

Более серьезно ответила на этот вопрос Ставропольская краевая библиотека имени М. Ю. Лермонтова. Заместитель ее директора по науке Вера Белик объяснила: «Наша библиотека состоит из двух зданий, в основном с 2009 года идет реконструкция-реставрация. Когда она будет закончена, мы тоже надеемся перейти на электронный читательский билет».

А что же в театрах?

— Продажа билетов через Интернет — это продажа билетов через Интернет. И к электронным билетам отношения не имеет, — пришлось доказывать в одном из ростовских театров. Тем самым пришлось также убедиться, что не все деятели культуры имеют представление о е-билетах.

Ведь что такое на самом деле электронный билет на зрелищные мероприятия? Как говаривала одна юная ростовчанка: «Грея попу в кресле дома, по Интернету выбираю себе место в зрительном зале на определенное число и определенный спектакль. Оплачиваю его по карточке тут же, и тут же распечатываю этот билет со штрих-кодом. Это и есть электронный билет, с которым приходишь в театр».

На входе же должен стоять человек со сканером в руках, который, читая штрих-код (здесь закодированы данные о самом мероприятии), и пропускает зрителя в зал. Все это возможно при внедрении программ автоматизации рабочих мест кассиров, администраторов, директоров театра. И здесь тоже самое-самое — это автоматизированный учет проданных билетов без влияния человеческого фактора. Более того, сейчас разработаны такие программы, которые позволяют, не приобретая сканеры, считывать информацию с распечатанных дома билетов при помощи мобильных устройств.

Театры же, во всяком случае, в Ростове-на-Дону, предпочитают иметь дело с системой kassir.ru, на сайте которой билеты заказываются, а потом выкупаются в кассе.

Удалось обнаружить краснодарское агентство «23 bileta.ru», которое гордо заявляет об использовании «нового веяния в билетном бизнесе России», то есть, той самой технологии, о которой сказано выше. И — все!

Некоторые оправдываются неиспользованием такой технологии, ссылаясь на несговорчивость налоговых органов. Однако в Москве уже, как минимум, 26 театров автоматизировали рабочие места своих сотрудников, найдя общий язык с налоговиками.

В Европе электронные билеты уже давно продают во все театры и даже в соборы на концерты духовной музыки, в чем довелось убедиться, побывав в Риге. Билеты на «Мессу» Генделя в соборе святого Яна и «Дон Жуана» в Латвийской национальной опере были приобретены именно так.

А что же музеи?

Действительно, что говорить о музеях ЮФО и СКФО, если даже лидер музейного дела в стране — Государственный Эрмитаж — не имеет электронных билетов. Там до сих пор -очереди из желающих попасть, вошедшие уже в легенду. Там тоже можно заказать билеты через Интернет, но с полученными сертификатами нужно отправляться в кассы, чтобы билеты выкупить. А, значит, также стоять в очереди.

Но электронные-то билеты для того и существуют, чтобы эти очереди не только «убивать», но и платить несколько меньшую цену (за прогрессивность посетителя!). Так происходит в Барселоне, в последнее время изрядно рванувшей вперед в туристическом бизнесе. Там в доме Мила и доме Батло, шедеврах Гауди, также — всегда очереди. Но там же мимо американцев, англичан, итальянцев и «прочих шведов» гордо вне очереди проходят жители этих же стран, держа в руках распечатанные дома электронные билеты.

Не стоит на месте и первопрестольная. В Москве будет выпущена карта Moscow Welcome Card, с помощью которой туристы могут посетить музеи, галереи и культурные центры города со значительной скидкой.

Так, может быть, когда и в музеи Юга России будут стоят очереди, и возникнет потребность в е-билетах? А пока контрольную часть обычного бумажного билета по-прежнему отрывает бабушка-смотрительница…

Яндекс.Метрика