Его время
Единственный музей Ростовской области, который мог сделать такую выставку — Таганрогский художественный, хотя бы из-за наличия в его фондах работ художников- авангардистов. И он ее сделал в содружестве с ассоциацией коллекционеров «Ферайн» (Эсслинген, Германия), представившей графику Василия Кандинского 1911–1938 года, а также его знаменитых друзей, самых известных художников первой половины ХХ века.
— Поводом для организации выставки «В.Кандинский и его время» стал не только Год культуры, проводимый в России, но и 70 лет со дня смерти художника, дата этого года, — рассказала «Молоту» Людмила Казакова, старший научный сотрудник отдела выставок Таганрогского художественного музея. — И это уже вторая выставка, которая проводится вместе с немецкой ассоциацией коллекционеров.
Графические работы Кандинского знают мало, и, тем не менее, именно графика зачастую является лабораторией поиска и много может рассказать о творческих поисках. А для Таганрогского музея — это еще одна возможность показать свои фонды. Дело в том, что Москве и тогда еще Ленинграде в 1970-х наследники собирателей живописи распродавали крупные коллекции своих предков. И сотрудники тогда еще художественного отдела Таганрогского краеведческого музея оказались в нужное время и в нужном месте, а администрация города подошла с пониманием к их желанию пополнить коллекцию, весьма пострадавшую в годы Великой Отечественной. Так в фондах музея, пройдя, естественно, экспертизу Минкультуры, появились работы братьев Бурлюков — Давида и Владимира, художника Адольфа Мильмана, Анатолия Зверева, окрещенного прессой «последним гением ХХ века». А в начале ХХI века коллекция музея пополнилась дарами известных художников авангардистов из США и Италии, связанных прочными узами с Таганрогом — Вячеслава Иляхинского и Михаила Кулакова. Эти работы подводят итог великих исканий и находок ХХ века.
Василий Кандинский пришел к абстракционизму через экспрессионизм, пытаясь отвлечься от предметности мира с целью найти универсальную форму, которая по-новому должна передать впечатления от реальности.
Будучи хорошим организатором, Кандинский сумел сплотить вокруг себя единомышленников. Он не только принимал участие в скандальных выставках нового искусства в России («Бубновый валет»), но в Германии стал инициатором появления нового объединения художников — «Синий всадник». Оно объединило русских и европейских художников-экспериментаторов, а выходивший альманах «Синий всадник» теоретически определил путь развития всего современного искусства.
Как многие художники-авангардисты России Василий Васильевич поначалу с энтузиазмом участвовал в перестройке художественной жизни в новой России: был членом Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал во ВХУТЕМАСе, стал соучредителем Музея живописной культуры в Москве, основал 22 провинциальных музея. В 1921 году он уезжает в Германию для создания международного отдела Российской академии художеств, где получает предложение преподавать. Кандинский остается в Германии, а после фашистского переворота уезжает во Францию. До начала 1990-х годов Василий Кандинский значился в некоторых советских справочниках как «немецкий художник».
После Второй Мировой войны идеи Кандинского о духовном синтезе искусств как единственно правомерной формы существования музыки, изобразительного искусства, искусства слова получают второе дыхание. В мире — но, увы, не в России, во всяком случае, не на официальном уровне.
В Таганрогском музее связывают время появления этой выставки и с другой памятной датой — 100-летием начала Первой Мировой войны. А это время пика популярности художественного авангарда. Как известно, именно эта война перевернула сознание людей настолько, что началом ХХ века порой называют 1914 год. Формы, тогда возникшие в искусстве, и помогают понять этот переворот в мироощущении перед Первой Мировой.
Особенно выделяются своей энергетикой на выставке в Таганрогском музее две работы — Михаила Кулакова и Вячеслава Иляхинского, последователей Кандинского. Они помогают понять, насколько его идеи универсальны и современны.