Подвиг, запечатленный в керамике
В ноябре 1941 года гитлеровское командование стремилось овладеть Ростовом-на-Дону. Танковой армии генерала Клейста было приказано прорваться на Северный Кавказ: фашистам нужна была нефть. 17 ноября танковые дивизии перешли в наступление, Именно тогда в борьбе со вражескими танками отличилась батарея 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии под командованием лейтенанта Сергея Оганяна (Оганова).
Три дня вели они неравный бой. Как потом станет известно, атаковать курган были брошены 50 танков. 12-ть из них были уничтожены и 18-ть — подбиты, выведены из строя до сотни вражеских солдат и офицеров. Весь личный состав батареи погиб в бою.
За этот подвиг уроженцу Тбилиси Сергею Оганову и жителю Ярославской области Сергею Вавилову посмертно присвоены звания Героев Советского Союза. Они вместе с боевыми товарищами похоронены в братской могиле в селе Большие Салы Мясниковского района Ростовской области.
На кургане, где совершили свой бессмертный подвиг артиллеристы батареи Оганова, на постаменте установлена 76-мм противотанковая пушка. Памятник открыт 8 мая 1972 года.
Но самый необычный памятник подвигу артиллеристов создан … под землей на углу Буденновского проспекта и улицы Большой Садовой в Ростове-на-Дону. Идея украсить переходы мозаикой принадлежала начальнику Мостоотряда № 10 Георгию Ивановичу Былло. Исполнил эту задумку мастер Юрий Лабинцев.
На стене во всю длину пешеходного подземного перехода изображена фактически панорама этой битвы. Пусть не смущает всех снег — зима в 1941-м наступила рано. Отчаянные лица бойцов тогда еще Красной армии, горящие танки, безликие наступающие фашисты — все это придумал он, Юрий Никитович.
Идея о таком мозаичном панно пришла к нему еще во время работы над вполне мирными мозаиками в переходе на углу Большой Садовой и Ворошиловского проспекта. Уже тогда он начал готовить эскизы, обдумывать композицию. Тогда же появились и первые наброски картин с изображением боя батареи лейтенанта Сергея Оганова. Для панно, посвященного обороне Ростова, требовалась мозаика приглушенных тонов, а ее не было… Художников обеспечили лишь плиткой ярких цветов. И пришлось бригаде Лабинцева перекрашивать и обжигать в печах керамическую плитку, создавая нужные оттенки. Трудная была работа, но результат получился замечательным.
И не проходит дня, чтобы не останавливались люди у этой стены и не рассматривали ее долго-долго. И вовсе не обязательно, чтобы это были заезжие туристы. Кстати, очень любят снимать запечатленную в керамике панораму боя туристы из Германии.