Россия, которую Серов не дал нам потерять
Здесь представлены плоды того, чего никак нельзя делать, посещая эту экспозицию — снимать. И непонятно — почему: ведь большинство представленных картин находятся в собрании российских музеев. Ну, ладно бы только занавес к «Шехерезаде», он прибыл из Франции. Ну, ладно бы — парафраз «Венеры перед зеркалом», «гражданка» прилетела из США. Но — остальное-то! И ведь те, кто все равно снимает — гаждетами и фотоаппаратами. вспышкой не пользуются, не варвары же они какие!Так что снимать пришлось из-под полы. Но то, о чем жалеешь более всего — это то, что в открытую невозможно, даже как-то неловко, снимать лица зрителей. А они не менее интересны, чем изображенные на портретах персоны — пусть даже царствующего тогда в России дома.
Эти люди выстояли на морозе, как минимум, два часа. И это только поначалу те, кто — с электронными билетами (среди них была и автор этих строк) заходили в другую дверь практически не отстояв положенное на снегу. Во второй половине дня и в эту дверь образовалась немалая очередь тех, кто приобрел билеты на сайте музея. Но это были те очереди, за которые было бы не стыдно любой стране.
Так погордимся же и мы своими соотечественниками, среди которых многие приехали в морозную Москву издалека. А некоторые — не в последнюю очередь затем, чтобы и попасть на выставку, посвященную 150-летию главного русского живописца ХХ века.
Сама выставка производит огромное впечатление. Сначала воспринимается первый пласт — изображение на полотне, то мастерство, с которым передано выражение лица на портрете, особенности русского пейзажа, детали одежды персонажей.
Затем идет понимание того, что перед тобой настоящий срез русской жизни конца ХIХ — начала ХХ века. Все эти Морозовы и Мамонтовы, жены меценатов и сами меценаты, дети, писатели, композиторы, актрисы, художники представляют нам ту Россию, которую Серов не дал нам потерять.
И после этого начинаешь понимать масштаб личности автора, чему в немалой степени помогают и представленные архивные материалы. Страна велика, прежде всего, такими талантами. А таланты у нас, увы, практически всегда живут в стрессовых условиях.