Где они берут газеты
Так получилось, что автору этих строк довелось побывать в нескольких странах. Одним из главных интересов в поездках был профессиональный: как там работают журналисты, читают ли газеты сегодня, каким образом напечатанное слово настигает своего читателя.
Периодическую печать в столице Австрии можно приобрести на улицах разными способами.
Прежде всего российского покупателя газет удивят столбики с плотными полиэтиленовыми конвертами, в которых находятся газеты. Над этой упаковкой газет находятся что-то вроде копилки, куда следует опустить евро или чуть больше (цена на ней написана) и забрать из «конверта» газету. При этом сами «конверты» закрываются просто при помощи кнопки, то есть брать можно, и не платя. Но этого наблюдать не довелось, и сами столбики с газетами стоят целыми, судя по всему, не один год, не испытывая атак вандалов.
Есть и другой способ продажи периодической печати: как у нас, в виде газетно-журнального развала.
А есть и «старый дедовский метод» — из рук в руки: распространители, как бы назвали их у нас, с пачкой изданий в руках ходят в людных местах и предлагают купить газеты.
Газетных киосков видеть не довелось. Стоек с газетами и журналами в театрах, музеях и супермаркетах — также.
В Турции киоски с периодической печатью замечены, и покупатели возле них — тоже. Довелось видеть, как на митинге одной молодой и резвой (так про нее говорили женщины чуть постарше) партии газету, судя по всему, партийную, раздавали бесплатно. На российско-турецком форуме в Москве журналисты газеты «Заман» гордо говорили, что проблем с распространением у них нет. Теперь уже точно нет — попытка переворота дала возможность Эрдогану закрыть оппозиционную газету.
В Греции газеты продаются на улице (традиция южной торговли) возле супермаркетов, выложенные на вынесенный прилавок. В итальянских городах такие же прилавки стоят рядом с киосками, в которых торгуют табачными изделиями, «симками» для телефонов, билетами на автобус.
Стойки с продающейся прессой замечены также в супермаркетах США. Довелось побывать в Атланте (штат Джорджия) и в одной из редакций, где к распространению своей местной газеты подходили очень серьезно. Одну из стен здесь называли и «стеной позора», и «стеной славы». На этой стене напротив даты выхода каждого номера стояло число проданных экземпляров. Наибольшее количество экземпляров газеты удалось продать, когда в ней были опубликованы дебаты в муниципалитете о местном бюджете.
Рядом работала и редакция газеты, распространявшейся бесплатно. Доставлялась она читателям так: почтальон ехал на велосипеде и бросал через забор на траву участка возле дома газету в полиэтиленовом пакете. Существовало издание за счет рекламы.
Издается в Атланте и русская газета. Ее редактор честно признался, что номера выходят тогда, когда удается либо собрать средства со спонсоров, либо набрать достаточное количество рекламы.
Автомат по продаже экономического журнала удалось обнаружить на одной из улиц Атланты. В его редакции вопроса о проценте списания просто не поняли: оказывается, продается весь тираж — в этом городе любят свежие экономические новости.
Рига три года назад удивила своей лояльностью к русскоязычным и русскому языку вообще, который звучит в Латвии везде. Правда, русскоязычные газеты на глаза в этом городе не попадались, но в супермаркетах стойки с местной латышской прессой занимали свое законное место.
Во Франции у станций метро бросались в глаза стойки с бесплатным мировым газетным бестселлером, почему-то не прижившимся в Ростове, — газетой «Метро».
И наконец, в Барселоне читающие газеты каталонцы встречались на каждом шагу. Глядя на этот читающий народ, как-то и вопрос не возникал, где же они берут газеты, хотя у дома, где проживала автор этих строк, находился киоск, продающий периодику.