Эксперимент на три страны
В ростовском Театре 18+ идет спектакль, драматургическую основу которого составляют одни вопросы. Документальную поэму «Ты куда» поставила французский режиссер Луиза Левек.
Как объяснил зрителям перед третьим представлением спектакля главный режиссер Театра 18+ Герман Греков, речь идет о международном театральном проекте Où? Режиссер Луиза Левек (Париж, Франция) с 2015 года работает с мужчинами и женщинами со всего мира, предлагая им записывать вопросы, которые они получают в течение дня: на работе, в личной жизни, в литературе и кино. В этих вопросах раскрываются как проблемы повседневной жизни, так и то тайное, что есть у каждого и никогда не будет открыто другим.
По словам Германа Грекова, спектакль в ростовском театре — уже второй, поставленный в рамках проекта. Всего же постановки намечено сделать три (оставшиеся два — в Германии и во Франции), и в мае 2017-го все три спектакля должны встретиться на фестивале в Париже.
Театр 18+ недаром назвал себя экспериментальным: все, что можно увидеть на его площадках, невозможно увидеть нигде более — ни в Ростове, ни в других донских театрах, а, скорее всего, и в театрах юга России. Эксперимент под названием «Ты куда» крайне интересен своей идеей, но, к сожалению, реализация ее оставляет желать лучшего.
На сценической площадке — девушка и парень, в распоряжении каждого — свое пространство. Поскольку они сразу же расходятся, что называется, «по своим углам», становится понятно, что у каждого своя жизнь, хотя вроде бы действия они совершают похожие: снимают верхнюю одежду, войдя в свой дом, готовят себе еду. И все время воображаемому собеседнику или собеседнице (но, прежде всего, зрителям первых рядов. К сожалению. У каждого свой первый ряд) они задают вопросы, которые о том, о чем их спрашивают каждый день, начиная с назойливого в супермаркетах: «Пакет нужен?».
И из этого всего вырисовывается, прежде всего, жизнь самих героев со всеми их проблемами.
Но задумка режиссера, как представляется, не в показе жизни этих героев, а в том, чтобы заставить зрителя задуматься над своими проблемами. Получается это в ходе спектакля — не очень. Прежде всего, не найден способ существования актеров в этом «вопроснике»: ведь им нужно играть одновременно и свое отношение к вопросу, и задавать его зрителю как бы уже от себя, и ждать, между прочим, ответной реакции на заданный вопрос, что на спектакле увидеть не довелось. Зрители чувствовали себя не в «своей тарелке», не отвечая на не всегда понятные к ним обращения. Особенно это прослеживалось в отношении Владимира Ануфриева, из вопросов которого «вытанцовывалась» уж совсем небанальная история.
Тут, судя по всему, сказалось следующее: эксперимент задуман французским режиссером, но реализуется в странах с иной, чем во Франции, театральной культурой. И, конечно, интересно «приземлить» одинаковый «вопросник» на эти самые разные театральные «почвы», учитывая специфику каждой — и в способе игры, и в особенностях зрительского восприятия. В России любой эксперимент сводится к театру психологическому в самых разных его проявлениях. К примеру, у нас на сцене молчать умеют, и порой паузы говорят больше чем слова. Как же хотелось услышать эту заполненную внутренней жизнью тишину в спектакле!… Не довелось.
Но не будем «кидать камни» в исполнителей, требовать от них второй и третий планы, если этого не требовал от них и постановщик. Но насколько такой подход был бы интересней здесь, в России, чем «игры чистого разума», которым к тому же не найдена только им присущая форма?!
И как тут не вспомнить Сергея Голюдова в спектакле того же Театра 18+ «Про баб или история одного вечера». Спектакль начинался именно с молчания: герой Сергея Голюдова сидел на стуле и смотрел в зал. Молча. Уж и не вспомнишь, когда довелось испытать такое потрясение в театре именно от молчания актера. И шло это потрясение от понимания, какая внутренняя жизнь здесь и сейчас идет на твоих глазах. Эксперимент? Нет, настоящий театр, который по определению всегда в поиске.
Все сказанное — вовсе не попытка навязать экспериментатору из Франции свои представления о театре, а лишь желание разобраться, почему данный спектакль оказался не столь удачным, как многое другое в этом театре.